О проекте

Основная концепция проекта опытно-экспериментальной работы состоит в том, что для определения взаимосвязи готовности к обучению в школе и самооценки ребенка мы предлагаем апробировать психолого-педагогическую диагностику самооценки воспитанников двух групп: с нормой развития и с ОВЗ (ТНР). Параллельно будут выявляться компоненты школьной готовности (подбираться методики оценивания готовности к обучению в школе, сравниваться их достоинства и недостатки) и устанавливаться закономерности взаимосвязей между компонентами готовности к обучению в школе и самооценкой детей с нормой развития и с ОВЗ.

Указанные данные будут дополнены и сопоставлены с результатами диагностики семей воспитанников с помощью:

  • Анкеты по вопросам готовности к школе, для родителей детей 6-7 лет;
  • Тест - опросника родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин);
  • Методики «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)».

Все диагностические мероприятия, опросы, анкетирования, корреляционный и факторный анализ, статистические вычисления среднеарифметических значений, перевод в процентное соотношение будут проводится при участии педагогов-психологов.

Предполагаемые к использованию специальные методики для оценивания самооценки и выявления компонентов готовности к школе детей с нормой развития и с ОВЗ (ТНР) будут выбраны на основе следующих критериев: соответствие возрастным особенностям детей, адекватность целям и задачам проекта ОЭР, знакомы педагогам-психологам и просты в использовании, так как требуют минимум оборудования.

В результате сопоставления данных, анализа продуктов детской деятельности и наблюдений мы планируем получить знания:

  • Способен ли ребенок с нормой развития или с ОВЗ оценивать себя самостоятельно;
  • Выявить особенности самооценки детей с нормой развития и с ОВЗ (ТНР);
  • Определить группы детей с разной самооценкой;
  • Выявить детей с нормой развития или с ОВЗ (ТНР), которые требуют психолого-педагогического сопровождения в коррекции или поддержке самооценки.

Следующим шагом станет разработка психолого-педагогического сопровождения детей с нормой развития и с ОВЗ (ТНР), включающее подбор специальных педагогических приёмов, игр, упражнений, разнообразных образовательных ситуаций для разных групп детей (с разной самооценкой) которые:

  • Будут предусматривать поддержку любых проявлений самоконтроля и самооценки в ходе деятельности;
  • Совместное разъяснение причин возникновения ошибок, как возможных ситуаций в ходе обучения и совместной деятельности, обсуждение приемов исправления ошибки, категорический отказ от осуждения детей, допустивших ошибку;
  • Обучение детей приёмам самостоятельной оценки путем сопоставления полученных результатов деятельности с указанием, заданием, высказанным в устной форме.
  • будет осуществляться взаимодействие с семьей в формате организованного сообщества с виртуальной поддержкой (блогософера, социальные сети, сайт сада).

Подобранные, разработанные, выявленные, апробированные в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с нормой развития и с ОВЗ (ТНР) приёмы, игры. ситуации взаимодействия в разной детской деятельности и т.д. «лягут в основу» методических рекомендаций для педагогов и родителей, будут использованы в программе повышения квалификации определения взаимосвязи готовности к обучению в школе и самооценки детей с нормой развития и с ОВЗ (ТНР).

Так же мы предлагаем усилить наш проект ОЭР возможностями образовательного краудсорсинга, применением дистанционных технологий.

Проект будет охватывать детей, осваивающих образовательные программы, общеразвивающей направленности и адаптированные для воспитанников с ОВЗ (ТНР), педагогов, родителей, педагогов-психологов, учителей начальных классов школ, реализующих разнообразные образовательные программы.

Практическая значимость результатов реализации проекта будет актуальна для специалистов в сфере дошкольного образования, в том числе для обеспечения преемственности между дошкольной образовательной организации и начальной школой. Планируемые продукты реализации ОЭР позволят раскрыть механизмы взаимосвязи самооценки старших дошкольников в норме и с ОВЗ и их готовности к школе, позволят разработать содержание технологии формирования самооценки ребенка в процессе подготовки к школе, определить особенности взаимодействия социальных партнеров по теме ОЭР, выстроить алгоритм взаимодействия образовательной организации и воспитанников, семей воспитанников, педагогического сообщества. Проект будет способствовать успешной адаптации дошкольников с нормой развития и ОВЗ в школе. Планируется, что разработанный проект повлияет по повышение качества педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

Цель проекта ОЭР выявление степени взаимосвязи готовности детей (с нормой развития и с ОВЗ) к обучению в школе и их самооценки в условиях образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образовании разной направленности.

Задачи проекта ОЭР.

  1. Провести психолого-педагогическую диагностику воспитанников с нормой развития и с ОВЗ, направленную на выявление особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста, а также их готовности к школе, установить связь между исследуемыми феноменами.
  2. Разработать нормативно-правовое, организационное, ресурсное обеспечение реализации проекта ОЭР;
  3. Выявить и апробировать педагогические условия формирования исследуемого феномена;
  4. Разработать методическое обеспечение исследуемых процессов.
  5. Описать практические приёмы, образовательные ситуации, методики, приёмы работы с дошкольниками с нормой развития и с ОВЗ (ТНР) по коррекции самооценки в ходе педагогического процесса.
  6. Организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с нормой развития и с ОВЗ (ТНР) для формирования адекватности самооценки, в том числе, в процессе подготовки к школе.
  7. Разработать программы повышения квалификации и методические рекомендации, игротеки для педагогов и родителей, в том числе с использованием дистанционных технологий.
  8. Обеспечить апробацию продуктов проекта ОЭР, информационное сопровождение проекта ОЭР и диссеминацию результатов инновационной деятельности.

Конечный(ые) продукт(ы) ОЭР.

1) Программы обучения педагогических работников технологиям (методикам) определения самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее взаимосвязи с готовностью к обучению школе.

1.1) Программа повышения квалификации педагогов по теме «Технологии (методики) определения самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее взаимосвязи с готовностью к обучению школе» рассчитана на овладение педагогами теоретическим материалом по теме ОЭР.  Она будет включать несколько модулей, каждый модуль рассчитан на ознакомление с конкретной технологией (методикой) определения самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее взаимосвязи с готовностью к обучению школе.

Структура представления материала модуля будет одинаковой для всех модулей:

  • Теоретическая часть (лекция),
  • Видеофрагмент, поясняющий ключевые моменты темы модуля,
  • Практическое задание,
  • Тестовая часть,
  • Дополнительные методические материалы, ресурсы по теме модуля

1.2.) Программа повышения квалификации педагогов по теме «Практические приёмы использования технологии (методики) определения самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее взаимосвязи с готовностью к обучению школе» будет состоять из серии образовательных ситуаций, позволяющих на практике овладеть технологиями и методиками определения самооценки детей старшего дошкольного возраста (в норме и с ОВЗ) и ее взаимосвязи с готовностью к обучению школе.

Особенностью реализации программ станет их очно-заочный характер реализации, а также наличие вариативной (для педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ) и инвариантной частей (для всех педагогов).

С программой можно будет ознакомиться на он-лайн платформе Moodle, прикрепленной к нашему официальному сайту ДОУ. Помимо дистанционного формата предусмотрены формы взаимной стажировки педагогов ДОУ и учителей начальной школы, практические семинары на базе ГБДОУ № 20 и ГБОУ школы-интернат № 6, ГБОУ гимназии № 664, ГБОУ СОШ № 562 и педагогический блог.

2) Методические рекомендации для педагогов по определению взаимосвязи готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению школе и их самооценки.

Методические рекомендации будут включать:

  • Пакет адаптированных психолого-педагогических экспресс-методик для педагогических работников по выявлению самооценки старших дошкольников, позволяющих создавать индивидуальные профили детей нормы и детей с ОВЗ, актуальные для педагогов ДОО и учителя начальных классов школы.
  • Алгоритмы, которые позволяют определить взаимосвязь самооценки старших дошкольников и готовности к обучению в школе;
  • Выделение инструментария самооценки старших дошкольников с нормой развития и с ОВЗ;
  • Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей (в норме и ОВЗ) по теме ОЭР
  • Учебно-методических пособия по теме проекта ОЭР:
  • «Поддержка самооценки детей во взаимосвязи с подготовкой к обучению в школе»
  • «Формируем самооценку старших дошкольников. Сборник упражнений и методических разработок непосредственно-образовательной и иной деятельности в ДОУ»

(Мы предлагаем напечатать данные пособия форме блокнота, что позволит изложить информацию кратко, оставив место для рефлексии. Данный формат рекомендаций будет содержать элементы инфографики, облегчающий навигацию по пособию)». Печать и тиражирование пособий будет осуществлена с использованием ресурсов наших социальных партнеров.

3) Методические рекомендации для родителей по определению взаимосвязи готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению школе и их самооценки.

Методические рекомендации будут реализованы в рамках работы «Сообщества родителей будущих первоклассников» и Лекотеки (с виртуальной поддержкой – блогосферой ДОУ 20)

Программа работы сообщества и лекотеки включает:

очные встречи не реже 1 раз в квартал (с педагогами, родителями будущих первоклассников, педагогами-психологами, с родителями первоклассников, учителями начальной школы, с учителями-логопедами) и виртуальную поддержку: разворачивание портала Блогосферы.

В данное сообщество мы планируем приглашать не только семьи наших воспитанников, обучающихся в общеобразовательных группах, но и детей с ОВЗ, но и неорганизованных детей, которые не посещают детский сад, но которые заинтересуются нашим проектом. Блогосфера будет доступна для всех желающих, которые зарегистрируются на портале ДОУ 20.

Совместное образовательное пространство для детей и родителей будущих первоклассников.