Письмо учителя родителям будущих первоклассников

Здравствуйте, уважаемые родители первоклассников!

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому

научиться»

Венгер Л.А.

Я хочу Вам рассказать о психологической готовности ребенка к школе и об особенностях адаптационного периода в первом классе. Поступление в школу -

переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной

множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6 — 7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные

возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Важные компоненты, по которым можно оценить готовность ребенка к школе:

1 Саморегуляция (самоконтроль) – основа готовности к школе.

Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм

психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Для обучения же

в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку нужно

контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и

заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще

нужно просидеть целых 35 минут на уроке! Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. Натренировать очень сложно. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Родители могут помочь детям в развитии самоконтроля через познавательные игры (сделай по образцу, повторять слова за мамой...)

2 Мотивация – должен ли ребенок хотеть идти в школу? Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На начальном этапе она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки ребят

освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.

Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести — семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус «ученика». Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано,

на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на

эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу,

важно разобраться в причинах. Так или иначе, важно сформировать у ребенка

позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

3.Личностно-социальная готовность к школе. Еще один компонент. Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается тридцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и т.д. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика и адекватность самооценки малыша. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать! Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность,

находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность — это те качества,

которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют

в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность,

мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной

самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть

лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая».

4 Интеллектуальная готовность к школе. Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6 -7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако, наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным и позже), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в

свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации

деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному

сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются,

возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. Внимание учащихся 1 -х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита

непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для

ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся

на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе

приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников

пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных

операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это

значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения,

анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный

материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по

причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных

ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко

отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной

деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить

свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Мы должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не

Обеспечивает появления этих важных качеств, они нуждаются в специальном

развитии. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются

более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального

развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих

равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и

быстрее осваивают требования массовой школы.

5 Успешный школьник – здоровый школьник. На самом деле, поступление в первый класс –это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом. Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно

— это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ — его соблюдать! Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

6.Эмоциональная поддержка. Не нужно сравнивать посредственные результаты

ребенка с эталоном, с достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство). Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии. Соблюдение правил

безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может успешно себя реализовать. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что — то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще

всего и происходит замыкание порочного круга тревожности.

Важно показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают как собственное дитя, безусловно, не за что — то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою сверх озабоченность его школьными

успехами.

2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус

своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на

подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу

деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру

в себя.

4. Четко распределять родительское внимание к ребенку по формуле: «Уделять ребенку внимание не только когда он плохой, но и когда он хороший». Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимание. Главная награда — это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка: «Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т. д».). Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою индивидуальность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Старайтесь не отправлять ранимого ребенка одновременно в первый класс и

несколько кружков и секций. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6 – 7 — летних детей. Если ребенок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если интенсивные занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания и развития вашего ребенка, начните водить его туда, дав ребенку адаптироваться к началу учебы в школе.

Успехов и терпения Вам! С уважением – учитель начальных классов

гимназии № 664 г. Санкт-Петербурга Осинцева Е. Н.

19:35
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!