Скоро в школу, или Кризис семи лет

Скоро в школу, или Кризис семи лет

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Скоро в школу, или Кризис семи лет

«Учение становится трудом только при том условии, когда в нём есть важнейшие признаки всякого труда – цель, усилия, результаты»    В.А.Сухомлинский

В семь лет ребёнок из дошкольного возраста переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса, или Кризиса семи лет – развивающие возможности игры ребёнком исчерпаны. Всё дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением.

Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6-7-летнего ребёнка в познании окружающего мира. У ребёнка возникает новая потребность узнать неявную, скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового уровня отношений.

Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребёнка ролью становится статус ученика.

Учение олицетворяет для ребёнка новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами – портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остаётся игрой, игрой во взрослость.

У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему ещё вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг и восхищение, теперь вызывают у них лишь скептическое удивление.

Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала освоения ребёнком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счёта. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению. Готовность к школе – это не только желание, но ещё и умение учиться.

Кроме желания стать школьником для успешной учёбы важно объяснить ребёнку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.

Попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям – как можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять арифметические действия – заканчивается неудачей именно потому, что ещё не закончился кризис конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками с буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают книжки, но только картинки в азбуках для маленьких, быстро устают и бегут играть. А попытки взрослых заставить малышей учиться ведут к упрямству и капризам.

Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности.

И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6-7 лет – моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей приходит желание ребёнка и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению – будет способствовать тому, что учёба станет интересной, даст стойкие положительные результаты.

Для успешной учёбы ребёнок должен не только понимать, чему и для чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учёбе.

В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребёнка. В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения сферы интересов ребёнка.

Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых – воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые папы и мамы. Ребёнок учится «как себя вести» в каждой ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребёнка, утрачивается детская непосредственность.

Появление у ребёнка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних переживанием внутренних переживаний – радости, обиды, огорчения – и знания, что он их переживает: «я радуюсь», «я огорчён», «я сердит».

«Я могу быть разным», — понимает ребёнок и может сам создать себе какое – то состояние или цель: «подкрадусь на цыпочках», «Рассержусь», «Напугаю», «Притворюсь». Во время кризиса семи лет собирается материал для построения собственного «Я»: ребёнок уже может «захотеть и не заплакать», «не бояться», «попросить», «захотеть и понять», потом выучить», «не плакать и не кричать, а просто сказать».

Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а именно возможность оценить будущий поступок. Ребёнок размышляет, прежде чем что-то сделать.

В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или «логика чувств». Иными словами, ребёнок начинает понимать причинно-следственные связи.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.

«Мама, а если ребёнок очень хочет учиться, знает буквы и умеет считать, он сможет стать отличником, когда пойдёт в школу?» — такой положительный образ самого себя будет способствовать стремлению учиться, получать знания и положительную оценку за свой труд.

Но бывает и по другому: «Ничего не умею», «Никогда ничего не получится», «Я уже всё и так умею, всё равно ничему в школе не научусь». Такой негативный образ самого себя, сформированный ещё только на пороге школы и не без «влияния и помощи» взрослых, ведёт к недостатку самодоверия, к снижению успеваемости. А неуспехи и неудачи ребёнка влияют на его самооценку и на понимание себя. Нужно ещё до школы приложить все силы для того, чтобы этот порочный круг не замкнулся. Давайте ребёнку возможность почувствовать успех, хвалите – это придаст ему силы, даст веру в себя: «Трудно, но я смогу».

Если вы заметили, что ребёнок охладел к играм и забавам, дайте ему книги, тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать своё поведение. Ребёнок вновь обретёт желание подчиняться взрослым, слушаться их, но теперь в новой ситуации – в учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом будет тот человек, который поможет малышу войти в мир знаний.

Выводы.

Вот мы и познакомились с кризисом дошкольного возраста, Кризисом семи лет. Теперь, уважаемые взрослые, изменение поведения детей седьмого года жизни не должно пугать вас. Нарушение привычного поведения – капризность и упрямство, строптивость и своевольные выходки, борьба за самостоятельность и негативизм – полностью компенсируется стремительным рывком в развитии, который ребёнок совершает за короткий период кризиса. Кризис – это скачок в завтрашний день развития, предвестник взросления вашего малыша.

Делая шаг назад в период кризиса, временно отступая от достигнутого, ребёнок одновременно совершает два скачка вперёд. У него возникают новые черты и особенности. В этом и состоит важное и прогрессивное значение любого возрастного кризиса.

Уважаемые родители, постарайтесь правильно выбрать линию своего поведения. Она должна отличаться от прежней, ведь малыш изменился, и вы знаете, почему это произошло, понимаете и поддерживаете своего взрослеющего ребёнка.

Универсальный рецепт поведения взрослых в период трудных моментов возрастных кризисов: терпимость, внимание, постоянство главных требований плюс гибкость и понимание природы резких изменений во взаимоотношениях. Не бороться, а вовремя оценить, принять и пережить нормативные изменения – перешагнуть вместе со своим малышом на новую ступеньку в развитии!

Литература

1.Шелупухо О.А. Популярная психология для родителей. Какой у вас ребёнок. – ОЛМА Медиа Групп Москва-2007

18:35
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!