Ситуация успеха – признание уникальности личности ребенка

Ситуация успеха – признание уникальности личности ребенка

Ситуация успеха – одно из условий самореализации, признания окружающими уникальности личности ребенка

«Успех – это радость»

«Успех – это реализованная цель»

«Успех – это лучший стимул деятельности»

«Успех – это показатель движения, развития»

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность:

пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя

Условия развития самости ребенка:

уважительное внимание, справедливая оценка, признание ценности его личности

Этапы создания ситуации успеха:

Атмосфера доброжелательности в группе

Снятие страха

Мотивация (зачем? для чего?)

Выделяя условия успеха, на первое место ставят создания атмосферы радости, одобрения, которая может, обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза. (А. Лопатин, В. Питюкова, Н. Шуркова). Это помогает справиться ребенку с поставленной задачей.

С Питюков предлагает следующие педагогические приемы, для создания ситуации успеха.

Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнять.

Например: Не ошибается, тот кто не чего не делает, люди учатся на своих ошибках, для тебя это просто, однако если что-то не получится мы найдем другое решение и т.д.

Внесение мотива. Педагог должен объяснить ребенку для чего это надо делать. Поставить цель перед ребенком и описать предполагаемый результат.

Авансирование успешного результата.

Вербализуется в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя», «Ты неоднократно демонстрировал нам, как надо преодолевать трудности», «Ты все сделаешь правильно».

Скрытая инструкция. Реализуется путем намеков, указания (Только ты и мог бы, лучше начать с….)

«Персональная исключительность» — содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности (Только ты и мог бы, только тебе можно доверить ….)

Педагогическое внушение. Эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферу ребенка. Результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать.

Позитивная и искренняя оценка полученного результата. ) У тебя хорошо получилось, особенно). Как обнаружили ученые ситуация успеха не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем с детского возраста становится относительно устойчивой в 5-6 лет.

Опираясь на упомянутое исследование, для себя определила следующие условия реализации ситуации успеха в игровой деятельности: ν перед началом игры нужно освободить ребёнка от психологического дискомфорта (излишняя застенчивость, робость быть невыбранным, отчуждённость от сверстников и т. д.); ν предложенное задание, роль в игре должны быть доступными для ребёнка, а трудности должны расти постепенно; ν при выборе роли, постановке задач необходимо учитывать особенности каждого дошкольника.

во время игры ребёнок должен прилагать усилия для повышения своих игровых умений (творчески составлять сюжет, реалистично выполнять роль, заранее оговаривать правила и соблюдать их, бесконфликтно общаться с партнёрами по игре и т. д.); ν затраченные ребёнком усилия должны обязательно быть замечены и оценены воспитателем, а малыш должен убедиться в своих возможностях и способностях; ν предлагаемая игровая деятельность должна приносить удовольствие, открывая простор для творчества; ν нужно подчёркивать удачно выполненную составляющую игры: соблюдал правила игры, не ошибся, довёл сюжет до логического завершения, сумел найти общий язык с партнёрами и т. д.; ν воспитателю стоит верить в воспитанника, в его возможности. В связи с тем, что дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника, необходимо оказывать влияние на формирование личности ребёнка. Важно знать его психологические и физиологические особенности, которые имеют место в дошкольном детстве, а также эффективно применять методы и приёмы, которые позволят выявить индивидуальные особенности детей. Каждый ребёнок неповторим, со своим характером, задатками, желаниями, для каждого нужно подобрать свой особый метод воздействия. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей.

Скрытая инструкция предстоящей деятельности (ты же помнишь как это делать)

Краткое воздействие

Педагогическая поддержка

Оценка действий, деталей (вот эта часть у тебя лучше всего получилась)

Приемы формирования веры в успех:

Замечать любые улучшения, подчеркивать успех

Говорить о вкладе ребенка в групповую деятельность

Показывать сильные стороны ребенка

Признание трудности заданий

Устанавливать ограниченное время

Подчеркивать ценность ошибок

Выражать одобрение (поглаживания, объятия, аплодисменты, жесты, мимика, наклейки, медальки, сердечки и т.п.)

В работе с дошкольниками, имеющими проблемы эмоционально-личностной сферы, эффективны еженедельные групповые занятия с использованием игр и упражнений, направленных на развитие интегративных качеств у детей. С педагогами проводятся семинары, мастер-классы, консультации для повышения уровня профессиональной компетентности по взаимодействию с детьми. Для родителей необходимы консультации, круглые столы, практикумы по эффективному взаимодействию между родителями и детьми.

19:29
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!