Рефлексивный круг
Рефлексивный круг
Совместная деятельность с детьми в рамках работы с Дневником будущего первоклассника запускается еженедельно на рефлексивном круге.
Технология эффективной социализации Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг»- одна из форм работы, которая позволяет сформировать у ребенка потребность и умение быть внутренне свободным.
Рефлексивный круг в детском саду – это форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния воспитанников.
Круг — один из основных элементов создания пространства детской реализации (ПДР).
Понятие «ПДР» противопоставляется ЗБР[1] – когда ребенок не идет вслед за взрослым, а придумывает что-то новое, создает что-то своё.
Задачи педагогической технологии «Рефлексивный круг»:
Создание условий для проявления индивидуальности ребенка и детской инициативы | Развитие навыков для проявления индивидуальности, предъявления себя |
| üНавыки ведения коммуникации üВыражать собственное мнение üУмение договориться üНавыки планирования üРазвитие мышления üРазвития внимания |
- Результаты круга
- üЧувствуют эмоциональный комфорт, свою ценность
- üДети учатся делать выбор
- üЗадают вопросы
- üВыбирают из личного опыта значимое
- üСтавят задачу, ищут пути решения
- üРассказывают кратко, последовательно, логично
- üФормулируют мысль, аргументируют суждение
- üСлушают и слышат
- üСоблюдают правила
- üВыражают словами, жестами, мимикой свои желания, состояния и умеют определять состояние другого человека
- üПланируют собственную деятельность
- üИнтересы и потребности детей
- üОпыт
- üВозраст
- üИндивидуальные особенности
- üТекущие события в группе
- Круг может быть регулярным (утренний/вечерний) и ситуативным.
- Ритуал начала круга
- Короткое приветствие
- Оргмомент (вступление к теме)
- Содержательная часть
- Завершающий ритуал
- Что понадобится для круга?
- üПедагог-модератор
- üАктивные дети
- üМесто и время
- üАтрибуты
- üПравила
- üПредметы фиксации важного (флипчарт, блокноти т.д.)
- üПринимает любые ответы детей
- üПринимает новости детей как факт
- üНе дает готовых ответов
- üНе говорит фразу- «Неправильно»
- üВсегда уточняет «Почему ты так считаешь?»
- üНе торопит и не прерывает ребенка
- üПосле вопроса дает подумать
- üПоказывает детям, что все их идеи и гипотезы интересны
- üУточняет мысли ребенка (Правильно ли я понимаю твою мысль), так как один и тот же посыл может быть понят по-разному
- üРезюмирует время от времени то, что было сказано, называя детей по именам
- üЗаранее продумывает вопросы (готовые проблемы) для детей
- üПозволяет детям самим обсудить, что произошло
- üПринимает на себя различные роди в диалоге
- üПередает право голоса
- üСтавит (формулирует) актуальную проблему
- üПомогает формулировать гипотезу
- üСтимулирует каждого (даже тех, кто предпочитает молчать) к выражению своих мыслей, чувств, мнения
- üЗадает открытые и противоречивые вопросы (включает мыслительный процесс)
- üИли накидывает ответы на вопросы детей так, чтобы помогать им дальше размышлять самим
- üОрганизует эффективное обсуждение (чтобы дети не отвлекались от темы)
- üУлавливает мысль каждого ребенка, помогает ее сформулировать и высказать понятно для всех
- üПодытоживает, резюмирует
Структура круга | Варианты содержательной части круга |
Новости детей Установка правил группы Завязка и развитие темы, события Планирование Мозговой штурм Обсуждение (выражение своего отношения): вопросы друг другу, голосование, таблицы/записи на флипчарте /доске, совместное творчество, дневники |
Педагог «Модератор» (Дирижер) | Ребенок активный |
üИз круга не выходят üГоворят вежливо, обращаясь друг к другу по имени üГоворят по очереди üСлушают друг друга üНе повторяются üПомнят, что любые идеи важны üОтвечают на поставленный вопрос üОбъясняют почему так считают |
Педагог «Модератор» (Дирижер) | Ребенок активный |
üНе ждет одобрения üГоворит, выражая свою точку зрения üРазмышляет, не повторяя за другими |
[1] ЗБР – зона ближайшего развития