Рефлексивный круг

Рефлексивный круг

Рефлексивный круг

Совместная деятельность с детьми в рамках работы с Дневником будущего первоклассника запускается еженедельно на рефлексивном круге.

Технология эффективной социализации Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг»- одна из форм работы, которая позволяет сформировать у ребенка потребность и умение быть внутренне свободным.

Рефлексивный круг в детском саду – это форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния воспитанников.

Круг — один из основных элементов создания пространства детской реализации (ПДР).

Понятие «ПДР» противопоставляется ЗБР[1] – когда ребенок не идет вслед за взрослым, а придумывает что-то новое, создает что-то своё.

Задачи педагогической технологии «Рефлексивный круг»:

Создание условий для проявления индивидуальности ребенка и детской инициативы Развитие навыков для проявления индивидуальности, предъявления себя
  • üПоложительный эмоциональный настрой
  • üПространство для общения
  • üРазвитие произвольности
  • üФормирование сообщества
  • üНавыки культурного общения
  • üНавыки саморегуляции
  • üФормирование сообщества
  • üРазвитие эмпатии
  • üПовышение самооценки
  • üПоддерживание в предъявлении себя
üНавыки ведения коммуникации üВыражать собственное мнение üУмение договориться üНавыки планирования üРазвитие мышления üРазвития внимания
  • Результаты круга
  • üЧувствуют эмоциональный комфорт, свою ценность
  • üДети учатся делать выбор
  • üЗадают вопросы
  • üВыбирают из личного опыта значимое
  • üСтавят задачу, ищут пути решения
  • üРассказывают кратко, последовательно, логично
  • üФормулируют мысль, аргументируют суждение
  • üСлушают и слышат
  • üСоблюдают правила
  • üВыражают словами, жестами, мимикой свои желания, состояния и умеют определять состояние другого человека
  • üПланируют собственную деятельность
Что еще важно для круга
  • üИнтересы и потребности детей
  • üОпыт
  • üВозраст
  • üИндивидуальные особенности
  • üТекущие события в группе
  • Круг может быть регулярным (утренний/вечерний) и ситуативным.
  • Структура круга Варианты содержательной части круга
    • Ритуал начала круга
    • Короткое приветствие
    • Оргмомент (вступление к теме)
    • Содержательная часть
    • Завершающий ритуал
    Новости детей Установка правил группы Завязка и развитие темы, события Планирование Мозговой штурм Обсуждение (выражение своего отношения): вопросы друг другу, голосование, таблицы/записи на флипчарте /доске, совместное творчество, дневники
    • Что понадобится для круга?
    • üПедагог-модератор
    • üАктивные дети
    • üМесто и время
    • üАтрибуты
    • üПравила
    • üПредметы фиксации важного (флипчарт, блокноти т.д.)
    Правила круга
    Педагог «Модератор» (Дирижер) Ребенок активный
    • üПринимает любые ответы детей
    • üПринимает новости детей как факт
    • üНе дает готовых ответов
    • üНе говорит фразу- «Неправильно»
    • üВсегда уточняет «Почему ты так считаешь?»
    • üНе торопит и не прерывает ребенка
    • üПосле вопроса дает подумать
    • üПоказывает детям, что все их идеи и гипотезы интересны
    • üУточняет мысли ребенка (Правильно ли я понимаю твою мысль), так как один и тот же посыл может быть понят по-разному
    • üРезюмирует время от времени то, что было сказано, называя детей по именам
    • üЗаранее продумывает вопросы (готовые проблемы) для детей
    • üПозволяет детям самим обсудить, что произошло
    • üПринимает на себя различные роди в диалоге
    üИз круга не выходят üГоворят вежливо, обращаясь друг к другу по имени üГоворят по очереди üСлушают друг друга üНе повторяются üПомнят, что любые идеи важны üОтвечают на поставленный вопрос üОбъясняют почему так считают
    Важная позиция педагога и ребенка
    Педагог «Модератор» (Дирижер) Ребенок активный
    • üПередает право голоса
    • üСтавит (формулирует) актуальную проблему
    • üПомогает формулировать гипотезу
    • üСтимулирует каждого (даже тех, кто предпочитает молчать) к выражению своих мыслей, чувств, мнения
    • üЗадает открытые и противоречивые вопросы (включает мыслительный процесс)
    • üИли накидывает ответы на вопросы детей так, чтобы помогать им дальше размышлять самим
    • üОрганизует эффективное обсуждение (чтобы дети не отвлекались от темы)
    • üУлавливает мысль каждого ребенка, помогает ее сформулировать и высказать понятно для всех
    • üПодытоживает, резюмирует
    üНе ждет одобрения üГоворит, выражая свою точку зрения üРазмышляет, не повторяя за другими

    [1] ЗБР – зона ближайшего развития

14:28
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!