Обучение детей планированию своей деятельности используя системный подход
Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, умением системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.
Поэтому и стоит перед педагогами задача: воспитать у детей самостоятельность. Воспитанию самостоятельности помогает ТРИЗ-педагогика, где показаны алгоритмы, помогающие решать противоречия.
В ТРИЗ — педагогике разработаны алгоритмы: системного и функционального анализа, решения задач, проведения морфологического анализа, сужения поля поиска, преобразования объекта.
Одним из важных направлений в ТРИЗ — педагогике является «Обучение детей планированию своей деятельности». Детям очень важно в любой деятельности уметь составлять план действий, достигать цели, анализировать свою деятельность, видеть свой результат, радоваться ему и видеть значимость своего «Я».
Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов. В стартовой беседе педагог увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, мотивирует детей на практическую деятельность.
После составления планов проходит закрепление материала на практике. В конце занятия педагог ставит задачи для размышления: Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?
Педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что работа по алгоритму делает познавательные усилия детей контролируемыми и управляемыми. Многократное применение алгоритма создаёт условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса, развивает логичность в суждениях. Использование алгоритма облегчает труд педагога и положительно влияет на результат, мотивирует детей на создание Педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что работа по алгоритму делает познавательные усилия детей контролируемыми и управляемыми. Многократное применение алгоритма создаёт условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса, развивает логичность в суждениях. Использование алгоритма облегчает труд педагога и положительно влияет на результат, мотивирует детей на создание продукта.
Задачами в организации учебной работы с детьми являются:
1. Учить детей действовать по плану.
2. Учить детей способам действия: умению сравнивать, составлять рисуночные планы действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую;
3. Формировать умения детей прогнозировать последствия своей деятельности;
4. Учить учитывать время;
5. Воспитывать самостоятельность.
Итак! Чему учим детей?
1. Учим планировать свои дела;
2. Каждое дело начинаем с плана;
3. Составляя план, думаем о конечном результате;
4. Составляем конкретные шаги плана;
5. Сравниваем и выделяем главное;
6. Осознаём нужность планирования;
7. Продумываем свои действия на шаг вперёд не только за себя, но и за оппонента;
8. Обобщаем имеющиеся знания;
9. Высказываем своё мнение;
10. Подбираем необходимые знания / сделаю сам? кого могу попросить?/;
11. Решаем проблему;
Результаты работы, проведённой с детьми по планированию, показывают, что ребята умеют составлять план действия, если у них ярко выражена мотивация.
Обучение планированию способствует развитию:
— умения составлять план;
— учебной мотивации;
— познавательных процессов;
— умения ставить цель;
— умения анализировать, обобщать, сравнивать знания об объекте;
— умения составлять рассказ;
— собственной самооценки;
— переноса приёма \планирования\ из одной ситуации в другую;
— смягчению ситуации стресса у детей с повышенной тревожностью;
Вывод.
Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей.