О преодолении трудностей

О преодолении трудностей

Мы хотим, чтобы наш ребенок развивался как можно лучше. Забиваем его расписание кружками и развивающими занятиями, чтобы он стал гармоничной и всесторонне развитой личностью. Мы бы и сами с удовольствием участвовали в таких занятиях, если бы хватало времени и сил! А вот ребенка получается увлечь далеко не всегда. Хотя даже если ему понравилось с самого начала, возникает новая проблема: сталкиваясь с трудностями, ребенок не преодолевает их, а бросает занятия, теряет интерес.

Давайте разберемся, как с этим быть.

Ой, все!

Что говорит ребенок Что слышит взрослый

► Просит эмоциональной поддержки.«Я устал (а), посочувствуйте мне, пожалуйста!»Если в этот момент ребенка искренне пожалеть, может оказаться, что он и не собирался ничего бросать.► Не может справиться с рутинным стрессом.До результата еще далеко, а уже что-то не получается. От конструктора отваливаются детали, и их приходится крепить заново; пример не решается уже сейчас, а школа еще на 11 лет… Мотивационная сфера ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, не позволяет работать на победу, которая случится когда-нибудь потом, и ребенок устает здесь и сейчас.

► Не воспринимает всерьез детские трудности.«Подумаешь, пример (кружок на целый год / английский / ЕГЭ…)! Да что тут сложного-то?»
Такая реакция обесценивает и опыт, и переживания ребенка.

► Опасается, что все слишком серьезно.«Он (а) не хочет ходить в детский сад! Сейчас действительно возьмет и бросит!»
Тогда взрослый старается «идти на опережение», переубеждает и продуцирует разные ограничивающие стереотипы: «Детский сад — это твоя работа, туда нужно ходить, чтобы не вырасти дворником».

Как мотивировать ребенка на преодоление трудностей?

Вариант 1: хвалить?

Похвала работает не так, как мы привыкли думать: на короткой дистанции она дает видимый эффект, но вдолгую, к сожалению, не помогает ребенку научиться ценить свои успехи самостоятельно, недостаточно развивает его самоуважение.

Вот с какими рисками похвалы можно столкнуться.
Во-первых, ребенок, которого регулярно хвалят, теряет самостоятельность и перестает идти на риск.
«Ты все равно молодец»,— говорят взрослые, и ребенок расслабляется, привыкая к высокой оценке. Тем страшнее рискнуть и проиграть: а вдруг все-таки окажешься «не молодцом»?

Во-вторых, похвала вызывает привыкание. Ребенок, которого много хвалят, становится зависим от одобрения окружающих, постоянно ищет его и подстраивается под чужие ожидания.

В-третьих, похвала не учит ребенка видеть и ценить мелкие достижения. Взрослые обычно ругают за конкретную неудачу: тут криво, здесь забыл, там не так. А хвалим мы все очень похоже: «Молодец, красиво, умничка».Как ребенку понять, почему он все-таки молодец?

Например, вместо того чтобы красным подчеркивать ошибки, выделяйте зеленой ручкой те палочки и крючки, которые получились у ребенка лучше всего. Так, вместо привычной фиксации на ошибках делался акцент на достижения. Кстати, «метод зеленой ручки» можно использовать не только для оценки академических успехов (и, скажем по секрету, он подходит для взрослых настолько же, насколько для детей).

Вариант2: объяснять?
Человек, получивший новый опыт, сначала реагирует на него эмоционально, а уже потом готов что-то осмыслять. Выше шла речь о том, что ребенок, который хочет все бросить, на самом деле про сит эмоциональной поддержки. Что-то объяснять, втолковывать и даже совместно принимать решение, как лучше поступить, стоит только после того, как вы посочувствуете ребенку.

Вариант3: наказываттво характера, а признак трудностей. Лень говорит о том, что человеку хочется избежать неприятного: того, что вызывает стресс, утомляет или слишком непонятно. Вместо того чтобы наказывать ребенка за лень, имеет смысл прислушаться: а что он действительно хочет вам сказать своим поведением?

Вариант4: вдохновлять!
Настоящая мотивация лежит глубже слов «Давай! Ты сможешь! У тебя получится!». Она состоитиз четырех компонентов: важной задачи, силы воли, сложности задачи и удовольствия от процесса.
Лучшая мотивация, с которой взрослый может помочь ребенку, — это обеспечить ему все четыре компонента и поверить, что у него получается.

Как помочь ребенку преодолеть трудности

1. Выражать сочувствие. Важно делать его заметным для ребенка: невербально тепло реагировать на его эмоции, с уважением говорить о его чувствах.

2. Показывайте собственный пример.

Рассказывайте крохе ваши истории, как вы сталкивались с той или иной неудачей или проигрышем, с трудностью или проблемой, что вы чувствовали тогда и как себя вели. Когда малыш идёт в сад или школу, где возникают проблемы, вы можете вспомнить, с какими подобными проблемами сталкивались вы и рассказать ему. А также ребёнку можно рассказать истории из жизни других близких людях.

3. Обращаться за помощью, если вам кажется, что что-то не так. Помочь может психолог, невролог, нейропсихолог, логопед.

4. Помогать ребенку увлечься: найти то, что ему нравится в сложном, поддержать его интерес, самим вовлечься эмоционально.

5. Введите два правила.

Об этом правиле можно уже говорить годовалому малышу. При этом никогда не поздно рассказать о нём и более старшим детям.

«Если ты один раз упал, то первым делом нужно что сделать? Подняться!

А если ты два, три раза упал? Нужно подняться.

А если ты 10 раз упал? Что нужно сделать? 11-й раз подняться!»

Ребёнок будет воспринимать это правило буквально. И в школе, когда у него начнёт формироваться абстрактно-логическое мышление, он уже сможет понять и метафорическое значение этого правила.

К этому правилу стоит ввести ещё одно, которое смогут понять многие 6-летние дети.

Если что-то не получилось, то слезами, истериками ситуация не исправится. Слёзы и истерики лишь отнимут время, которое можно было бы потратить на что-то интересное, например, для игр. Если не получилось – нужно подумать и попробовать снова.

6. Поддерживать, а не хвалить.

В отличие от похвалы, поддержка:

► конкретна;

► поощряет сотрудничество;

► фокусируется на количестве усилий и удовольствия;

► почти не оценивает;

► взращивает интерес ребенка к себе;

► делает акцент на усилиях: «Ты постарался — и сделал!»;

► увеличивает устойчивость к ошибкам;

► развивает стабильную самооценку и независимость.

Сравните фразы для похвалы и для поддержки. Видите разницу?

ПОХВАЛА

Ты отлично все сделал! Ты всегда вовремя. Я тобой горжусь. Ты замечательный помощник. Какая красивая у тебя картинка!

ПОДДЕРЖКА

У тебя получилось! Ты стараешься успеть. Ты можешь гордиться собой. Ты вытер всю пыль на полках. Ты использовал все карандаши из набора.

7. Рассказывайте сказки о преодолении трудностей, истории любимых героев, притчи, пословицы, поговорки.

Значение сказок в жизни ребёнка сложно переоценить. Сказки играют обучающую, развивающую и даже исцеляющую роль. А после сказки задавайте вопросы, обсуждайте с крохой те события, в которых герой столкнулся с трудностью и как он поступил.

Если вы читаете сказку ребёнку от года до трёх, то задавайте вопросы и сами на них отвечайте. С ребёнком постарше можно вести диалог и вместе обсуждать смысл сказки.

Желаем вам удачи!

19:35
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!