Условия развития самосознания дошкольника в группе сверстников

Условия развития  самосознания дошкольника  в группе сверстников

Самосознание формируется к концу года дошкольного возраста благодаря значительному интеллектуальному и личностному развитию, оно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. Самосознание не даётся от рождения, это один из процессов развития, где самооценка, является одним из структурных звеньев самосознания, выраженная в контексте на признание. Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств.

Развитие самосознания ведёт к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребёнка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребёнка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности – наиболее сложного компонента самосознания.

Важную роль в личности ребёнка – дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эту потребность хорошо выразил шестилетний ребёнок, который, возражая матери, предложившей заменить собой отсутствующего товарища, сказал: «Мне надо ребёнков, а ты не ребёнок»

Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д. Чем сложнее игра, тем больше участников она включает и тем значительнее требования, предъявляемые ею к поведению детей, их взаимоотношениям, согласованности их действий. Поэтому с усложнением игр увеличивается их значение для развития личности детей-дошкольников. В случае необходимости воспитатель должен подсказать детям содержание игры, проследить за распределением ролей и за тем, чтобы дети действовали согласованно. Важно, чтобы дети постепенно переходили к играм, требующим более тесного взаимодействия участников и, следовательно, заставляющим их все больше считаться друг с другом. Особого внимания требуют вожаки детских игр, регулирование их поведения по отношению к другим детям.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество,где ребёнок приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равные ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребёнка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации,требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои правила, не считаясь с правилами сверстников. Вмешиваясь в конфликты, улаживая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.

Зависимость от других и самостоятельность. Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которые совершенно необходимо для того, чтобы ребёнок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался. Другим путём влияния детского общества на развитие личности ребёнка, усвоение им норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение.

В группе трёхлетних детей ещё нет общего мнения о тех или иных предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребёнка обычно не влияет на мнение другого. Но с четырех лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит из собственным впечатлениям и знаниям. Такое подчинение мнению большинства носит название конформности(от лат. conformis – подобный) в психологии, склонность индивида менять своё поведение, мнения, оценки под влиянием группы. В шесть лет комформность у детей значительно уменьшается. Комформность у дошкольников является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но у некоторых детей оно закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.

Взаимные оценки. Оценки которые дают дети своим сверстникам, первоначально являются простым повторением оценок воспитателя. Но постепенно оценки становятся более содержательными. Положительно оцениваются дети, которые знают много игр, делятся игрушками с товарищами, защищают слабых и т.п. Оценка со стороны группы особенно важна для детей начиная с четырёх- пятилетнего возраста. Они стараются воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить их положительное отношение.

Каждый ребёнок занимает в группе детского сада определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребёнка, пользующиеся наибольшей популярностью:с ними многие хотят дружить, сидеть рядом за занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, совсем не популярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими «полюсами». Степень популярности, которой пользуется ребёнок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т. д. Положение ребёнка в группе сверстников показывает, насколько принят ребёнок ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди ровесников.

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие способностей. Развитию личности ребёнка способствуют продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных заданий. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми или сверстниками. Этим результатом может быть рисунок, конструкция, решение арифметической задачи и т.д.

Необходимость добиться хорошего результата приучает ребёнка планировать свои действия, управлять ими и, таким образом, ведёт к развитию воли, умения управлять своим поведением. Кроме того, результат деятельности является основанием для сравнения успехов, достигаемых разными детьми. Первоначально такое сравнение проводят взрослые, можно привлекать детскую группу, то впоследствии его начинает делать и сам ребёнок, овладевая при этом навыками самооценки, осознания своих собственных качеств и достижений.

Под влиянием деятельности, дающий определённый результат, у детей формируются новые мотивы поведения. При выполнении трудовых заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям (семье, своей группе). Выполнение учебных заданий способствует развитию у детейпознавательных мотивов – любознательности, желания узнать новое. Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребёнка. Направленность на результат деятельности развивает трудоспособностьодин из основных компонентов любой способности. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребёнка к новым достижениям.

Взаимодействие со взрослыми. Решающее значение для развития самосознания ребёнка имеет его взаимодействие со взрослыми, в результате чего у него вырабатывается определённое отношение к миру вещей, ко всему живому. К людям и к самому себе. Взрослые являются для ребёнка главным источником информации о себе, они помогают ребёнку осознать и его собственную принадлежность к человеческому обществу, стать его проводником вхождения во взрослую жизнь.

Литература:

  • 1.Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей. /Гюру Эйстад; — Москва, Альпина Паблишер, 2014
  • 2.Детская психология. / В.С.Мухина – М.: ООО Апрель.Пресс, ЗАО Изда- во ЭКСМО, 2000
  • 3.Психология дошкольного возраста: /Г.А.Урунтаева.-Изд.»Академия», 2012
22:02
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!