Формирование детской команды в игре

Формирование детской команды в игре

Современному ребёнку необходимо осознавать свои возможности и индивидуальные особенности, уметь общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, принимать собственные решения в ситуации выбора и нести за них ответственность.

Ответственный ребёнок, обладающий чувством коллективизма или командным духом, стремиться выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения.

ФОП дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

— развитие положительных отношений ребёнка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей;

— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения,

— приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства коллективизма и ответственности за другого человека.

Все эти качества можно развить у детей через формирование детской команд. Работая с детьми сталкиваешься проблемойформирования детской команды. Дети в группу поступают из разных садов. В группе также были дети, которые мало или совсем не посещали детский сад. В связи с этим стали возникать трудности формирования детской команды. Изучив и проанализировав методическую литературу и различные источники я пришла к выводу. Что формирование детской дружной команды – длительный и сложный процесс и состоит из нескольких этапов.

Как же формируется

Вначале это небольшие по численности объединения детей, возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой. Эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей является воспитатель. Например, небольшая группа девочек вместе играют с куклами в «семью», а воспитатель предлагает им распределить роли и т.д.

Так у детей появляется общая цель, совместная деятельность, направленная на её осуществление, необходимость договориться, радость общения со сверстниками. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей, комментируя их совместную деятельность в команде «Как интересно и весело играть вместе»

Активная позиция воспитателя проявляется и в том, что создавая первичные объединения команды детей, учитываются их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, мы привлекаем в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных. Также сплочению коллектива способствуют игры малой подвижности.

Например: игра «Что изменилось?»

Цель игры: развитие внимания и наблюдательности, необходимые для эффективного взаимодействия друг с другом.

Из числа участников выбирается водящий. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или причёске детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего – правильно подметить происшедшие изменения. Каждый ребёнок по очереди становится водящим.

Второй этапформирования детской команды заключается в увеличении количества участников объединения, в выдвижении более сложных целей в совместной игровой деятельности. На этом этапе, как правило, дети начинают проявлять больше самостоятельности и организаторских умений. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. При этом работа воспитателя направлена на формирование организаторских умений у всех детей.

Следующий переходной этап, это дети уже старшего возраста, воспитатель продолжает воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребёнка данного возраста. Внимание направлено и на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля. Требование самоорганизации и самоконтроля основывается, с одной стороны, на осознании детьми из значимости, с другой – на освоении конкретных способов их практического осуществления.

Игра «Путешествие»

Цель игры: развития умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.

Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!». Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают своё решение.

Варианты продолжения игры:

— Мы возьмём с собой в путешествие.

— Это предмет (…) цвета.

— По дороге мы встретили.

Когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3,4,5 человек).

Третий этап более высокий этап формирования детской команды и характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных членов. На этом этапе у дете появляется осознание себя, как части общего, как членакоманды. Для реализации данной цели в группе можно использовать элементы театрализованной деятельности, но для этого нужно создать предметно-игровую среду: уголок ряженья, театр масок, различные виды театров (настольный театр, кукольный театр). Дети чаще отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом может стать коллективное представление для сверстников группы.

Коллективное представление может быть разным. Учитывая, что сейчас дети современные, можно организовать с ними сеть телепередачи «Минута славы».

Здесь у детей появляется возможность проявить себя в том виде деятельности, которую они выбирают сами, проявляя инициативу.

Представление несёт в себе командно-образующий заряд.

Во-первых, театрализованная постановка

-«продукт» (представление) совместной деятельности, которая требует концентрации сил каждого ребёнка.

Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актёрских, оформительских) даёт возможность каждому максимально реализовать свои возможности и способности.

В –третьих, театрализованная деятельность богата ситуациями совместного переживания, которые возникают спонтанно, но могут быть инициированы воспитателем. Это способствует эмоциональному сплочению команды.

В-четвёртых, каждый участник совместной театрализованной деятельности вносит свой вклад в общий «продукт», понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех.

В процессе подготовки телепередачи возникает также много сложностей, это:

— сложность в желании заполучить самую привлекательную роль – роль артиста;

— дети не считались с желанием партнёра по совместной деятельности;

— активные дети при распределении ролей, высказывая «Я буду!», заполучали то, что хотели и подавляли молчаливых детей. А те просто с этим соглашались. Воспитатель помогает каждому ребёнку найти своё место в игре. Считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями. И положительно оценивая деятельность ребёнка, сравнивая его результат с его же результатом. Тем самым оказывать поддержку в его саморазвитии. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детской команде условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нём каждой личности.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста детская команда под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям.

Сотрудничеству, достижению значимых результатов.

23:22
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!