Шаг назад - не всегда проигрыш.

Шаг назад — не всегда проигрыш.

Уважаемые читатели, так случилось в моей педагогической практике, что на данный период времени мы с коллегами много времени посвящаем теме «Самооценка дошкольника и её значение в подготовке ребёнка к школе». Много проводим тестов, читаем литературу, ищем материал в интернете. И стали в моей памяти всплывать истории из собственной практики. Решила поделиться одной из них с вами.

Ходил к нам в группу мальчик и с самооценкой у него были большие проблемы. Физически он был слабо развит (маленького роста и явно не богатырь). Программу детского сада усваивал с большим трудом. В семье ребёнок тоже не был центром внимания. В общем, напоминал маленького серенького мышонка. Все трудности воспринимал не как маленькую ямку, а как котлован, который его поглотит. Конечно, он и не старался эту «страшную» проблему решать. Предлагая ему помощь, я видела в его глазах: «А может не надо, вдруг опять не получится». В любой момент готова была выкатиться из глаз слеза. В старшей группе старались потихоньку его вытягивать из этого состояния, но двигалось всё очень медленно. У ребёнка веры в свои силы не было, сплошные сомнения. Со стороны родителей энтузиазма тоже не наблюдалось. С нашей стороны проводились индивидуальные беседы, предлагались простенькие игры, в которые можно поиграть на ходу и т.д. Конечно, никто не отказывался делать, но, дай бог, процентов на 10… Старшая группа осталась позади, мы стали «подготовишками»… Стало понятно: или начинаем все вместе аврально помогать ребёнку пойти в школу, или у него будет стресс и все наши усилия пойдут прахом. И + уйдёт в -. За год стало понятно, что семья нам не помощник. В семье есть младший брат, мама в положении: и накормить, и обстирать — на остальное сил не хватает. Папа — глава семьи с позицией «добытчик», вникать в проблемы ребёнка нет сил и желания. Девиз папы: «Жизнь научит». Мальчик на наше счастье был осенний. Мы посоветовались с педагогами и решили, что единственный выход остаться ребёнку на второй год в подготовительной группе. Начинаем готовить родителей к этому решению. Объяснять все + и — отправки их сына в школу. Если мама в принципе с нами была согласна, то со стороны папы встречаем яростный отпор с формулировкой: «Мой сын дебил?» (извините, но это звучало так). Продолжали общаться с мамой, к сожалению, ответ один: «Папа против!». Тупик!!! На мальчика было жалко смотреть. Было ясно: дома папа давил на ребёнка, а мама заняла позицию невмешательства. Отступать было некуда, надо было договариваться с отцом ребёнка. Решили с логопедом пригласить папу на индивидуальную беседу за круглым столом. Честно скажу, положительного результата ждала 10-15%. Зная немного этого человека, его нежелание слышать кого — либо кроме себя и довольно жёсткую манеру общения, оптимизма было немного. Сначала он категорически не хотел с нами встречаться, но кое — как уговорили. Маму приглашать не стали. Встретились я, логопед и папа. Начало беседы ничего не дало. Позиция папы «Выплывет — так выплывет, утонет — так утонет...». И тут я разозлилась и поняла: или я сломаю защиту отца, или ребёнок всё — таки пойдёт в школу вопреки нашим усилиям и мне будет очень стыдно, что не помогла мальчишке. Всё было очень корректно, но сюсюканье закончилось. Я предложила папе представить себя человеком с качествами его сына на данный момент, которого отправили в армию… (я знала, что папа в армии служил.). Смог бы он стать лидером, и повысилась ли бы его самооценка? Взгляд отца изменился и уже другим тоном он стал с нами обсуждать проблемы своего ребёнка. Тон беседы тоже изменился. Наверное, сбросил «доспехи воина» в вечной борьбе с проблемами. В итоге отец согласился. Ура!!! Мальчик остался на второй год в подготовительной группе. Я наблюдала за ним, беседовала с воспитателями о том, как ребёнок чувствует себя в новой группе. Дети были помладше, а он окреп и физически особо от них не отличался, стал общаться в основном с лидерами группы. Полученных ранее знаний ему хватало, чтобы не чувствовать себя отстающим и быть более активным на занятиях, брать ведущие роли в игре. Мальчишка перестал быть серым мышонком. И вот он пошёл в школу. Там наш герой не стал отличником, но стал крепким середняком.

Вот такая история… Мы можем изучать методы и приёмы тестирования детей, которые, несомненно, помогают выявить скрытые особенности ребёнка, уделить им особое внимание. Но эта история показывает, что не менее важно проводить тестирование и анкетирование родителей, чтобы лучше решать проблемы с корректировкой самооценки детей.

21:52
RSS

Очень интересные мысли!

02:41

Вообще очень интересная тема, с какого возраста надо идти в школу. Нашла интересный блог на эту тему. Там говорится, что лучше пересидеть немного в саду, чем пойти в школу раньше 7 лет. Интересно было бы узнать мнение учителей начальных классов и родителей детей школьников. 

12:34

А вот у меня в практике была такая история. Когда я работала логопедом в детском саду № 45, к нам в группу пришел  мальчик по имени Егор, которому уже в сентябре исполнялось 7 лет, т.е. по всем параметрам он был практически школьником.

Однако он пришел на 1 год в сад для детей с ЗПР из логосада. Пришел не говорящий практически, но не из-за самого дефекта речи, а из-за низкой самооценки. Воспитатель той группы назвала его однажды инопланетянином при всех детях. Я думаю, что она не хотела его обидеть, но произошло то, что произошло. Егора травили дети, обзывали его инопланетянином и для него это было самое обидное слово в мире. Итог - он практически перестал общаться словами, только жестами, избегал любых ситуаций, которые требовали бы от него речи. Как следствие нарушения самооценки, проблемы с психикой, которые довели его до сада ЗПР. Что мы сделали за год: в тандеме с воспитателями и учителем-дефектологом разработали план реабилитации ребенка. Ему помогла театрализованная деятельность, где ему доставались роли и со словами и без них, мы специально никак не акцентировали внимание на дефекте речи у Егора, а подчеркивали его достоинства в других областях. + я использовала всегда способы развития критического мышления, как инструмент для преодоления ЗПР.  Через год ситуация изменилась кардинально, исчезла зажатость, прошли тики нервные, ребенок был на 100 % социализирован и адаптирован. Да, еще остался дефект речи, но это было уже совсем не то, что в начале обучения. Просто мы никогда не называли Егора инопланетянином, а другим детям даже не пришло в голову его как то травить, ведь мы всегда подчеркивали его умственные способности и лидерские качества.