Педагогические приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию интересную работу по нашей теме « Педагогические приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста» (Выпускная квалификационная работа ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра педагогики и психологии детства, 2017 г)
Прилагаю несколько выдержек и ссылку. Советую всем прочитать.
«…Динамика формирования самооценки в дошкольном возрасте идет по трем основным направлениям:
— возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;
— переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;
— возникновение оценки себя во времени, которая проявляется в самоанализе своих прежних деяний, а также в прогнозировании своего будущего.
Самооценка в дошкольном детстве формируется через конкретные виды оценок к обобщенным и оценки значимых взрослых (родителей, бабушек, дедушек, педагогов), затем сверстников.
Самооценка дошкольника характеризуется:
— целостностью (ребенок не различает себя как субъект деятельности и себя как личность); недостаточной объективностью и обоснованностью; слабо выраженной дифференциацией;
— наличием завышенного уровня притязаний.
Из всего вышесказанного можно выделить особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте:
сохранение общей самооценки;
возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстником; складывается осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов;
к концу дошкольного возраста развивается самокритичность; способность мотивировать самооценку.
Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно.
Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А. Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни. Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство. Большие возможности в формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки имеет игра.
Педагогические приемы для формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста:
— Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения;
— Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения;
— Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения;
— Разъяснение ребенку причин возникновения ошибок, как возможных ситуаций в ходе обучения;
— Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения;
— Выражение уверенности в том, что у него все получится;
— Опора на положительные стороны деятельности дошкольника;
— Поддержка проявлений самоконтроля и самооценки в разных видах деятельности;
— Прием самостоятельной оценки путем сопоставления полученных результатов деятельности с указанием, заданием, высказанным в устной форме.