Педагогические приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию интересную работу по нашей теме « Педагогические приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста» (Выпускная квалификационная работа ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра педагогики и психологии детства, 2017 г) 

Прилагаю несколько выдержек и ссылку. Советую всем прочитать.

«…Динамика формирования самооценки в дошкольном возрасте идет по трем основным направлениям:

— возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;

— переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;

— возникновение оценки себя во времени, которая проявляется в самоанализе своих прежних деяний, а также в прогнозировании своего будущего.

Самооценка в дошкольном детстве формируется через конкретные виды оценок к обобщенным и оценки значимых взрослых (родителей, бабушек, дедушек, педагогов), затем сверстников.

Самооценка дошкольника характеризуется:

— целостностью (ребенок не различает себя как субъект деятельности и себя как личность); недостаточной объективностью и обоснованностью; слабо выраженной дифференциацией;

— наличием завышенного уровня притязаний.

Из всего вышесказанного можно выделить особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте:

сохранение общей самооценки;

возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстником; складывается осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов;

к концу дошкольного возраста развивается самокритичность; способность мотивировать самооценку.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно.

Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А. Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни. Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство. Большие возможности в формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки имеет игра.

Педагогические приемы для формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста:

— Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения;

— Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения;

— Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения;

— Разъяснение ребенку причин возникновения ошибок, как возможных ситуаций в ходе обучения;

— Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения;

— Выражение уверенности в том, что у него все получится;

— Опора на положительные стороны деятельности дошкольника;

— Поддержка проявлений самоконтроля и самооценки в разных видах деятельности;

— Прием самостоятельной оценки путем сопоставления полученных результатов деятельности с указанием, заданием, высказанным в устной форме.

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7539/2/10Serditova.pdf

19:14
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!