Методическая разработка

«Обеспечение условий для формирования

положительного самоощущения (самооценки) у детей

в музыкальном воспитании ДОУ»

Музыкальнй руководитель:

Зюзина О.Н.

В детстве закладывается фундамент для формирования и развития основных качеств личности, основ морально-эстетических норм, социализации. От того, что ребёнок впитал в себя, зависит его успешная жизнедеятельность в будущем.

В федеральных государственных стандартах обозначено, что одна из основных целей дошкольного образования – обеспечение социальной успешности, которая напрямую связана с положительным самоощущением ребёнка, уровнем его самооценки, социальным статусом в группе.

Положительное самоощущение – это, в первую очередь удовлетворённость потребности личности, а именно – потребности в движении и игре:

Игра — решенье всех проблем

Играть нам никогда не поздно

Играть, конечно, нужно всем

И маленьким и взрослым!

Потребности в общении, уважении, познании и конечно же потребности в самореализации.

Как музыкальный руководитель, я понимаю, что всё это возможно осуществить в грамотно построенном процессе музыкального воспитания.

Для того чтобы обеспечить положительное самоощущение у ребёнка, я строю педагогический процесс, соблюдая следующие условия:

личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, субъект-субъектные отношения. Предоставить каждому ребёнку возможность выбора деятельности (дети могут выбрать и спеть песню, которую хотели бы спеть, исполнить свой танцевальный этюд, танец, сыграть на музыкальном инструменте, напр., с помощью шумовых инструментов изобразить явления природы (шум дождя, гром, ветер). Дети постепенного раскрепощаются, начинают верить в себя, что у них многое получается, что могут сыграть на инструменте, самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Во все игры и пляски стараюсь привлекаю всех детей, например закличкой:

«Собирайся, детвора!

Будет новая игра!

Будем с вами мы играть –

Живые ритмы создавать! – проводится игра «Живые ритмы»

Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие, быструю реакцию, развивает чувство ритма. Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно-родевые, игры с пением, хороводные. Через игру мы помогаем ребёнку избавиться от физических и психологических комплексов.

Педагогическую оценку ориентирую на относительные показания детской успешности. Оценивая личностные качества и результат деятельности каждого ребёнка, своими восклицаниями, утверждениями я намеренно создаю ситуацию, в которой ребёнок чувствует себя успешным.

Таблица личностно-оценочных связей (педагог – ребёнок)

Оценка качеств ребёнка Оценка результатов деятельности ребёнка Субъективное мнение педагога относительно результатов деятельности ребёнка Вопросы поднимающие детскую самооценку
Какой ты молодец! Сегодня у тебя получилось лучше чем вчера! Я в тебе никогда не сомневалась! Можно с тобой посоветоваться?
Ты просто умница! Как ты здорово придумал! Я тобой горжусь! А как бы сделал ты?
Ты настоящий знаток! Отличная идея! Я бы так никогда не придумала! Ты готов поделиться с друзьями своим открытием?
В этом деле ты настоящий артист! Ты нас сегодня удивил (меня порадовал)! Я бы хотела, чтобы у меня получилось, как у тебя! Может быть, ты поможешь Кате?
А ты, оказывается исследователь! Это поступок настоящего мужчины! Я знала, что ты справишься! Расскажешь нам об этом?
Ты просто испытатель! Ты нам сейчас очень нужен! Какой ты смелый! Как ты достиг таких результатов?
Большое внимание стоит уделять созданию предметно-развивающего пространства, способствующего эмоциональному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, оснащению детей всем необходимым для музыкальной деятельности как в НОД в музыкальном зале, так и музыкальных уголках в группах.

Педагогический процесс строю, используяигровые технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает определённым признаком – чётко поставленной целью и соответствующим конечным результатом, этому соответствует музыкально-дидактическая игра, где дидактическая цель ставится перед детьми в игровой форме. МДИ — важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Разрешая проблемные ситуации, дети чувствуют себя спасителями, помощниками, сказочными персонажами, это повышает их самоощущения (самооценку).

Танцевально-игровая технология. Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребёнке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, своевременно под музыку менять движения со сменой характера. С помощью специальных упражнений можно развивать в ребёнке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм. Эти навыки и умения также помогают ребёнку ощущать себя уверенней, спокойней в исполнении танцевально-игровых номеров, появляется желание этим заниматься, это способствует развитию детского«творчества», фантазиям. Ребёнок может сам по своему самоощущению «оценить» своё выступление, также спросить мнение своих друзей. Развивается навык самоконтроля и самооценки.

Моделирование образовательной деятельности в ДОУ с целью обеспечения положительного самоощущения воспитанников.

Постановка детей в субъектную позицию

SSвзаимодействие

— Способствование осмыслению цели

— Создание ситуации успеха

— Предоставление права выбора партнёра, форм, способов, средств

— Предоставление времени для ответа

— Самостоятельное выполнение действий

— Рефлексия деятельности

— Определение значимости деятельности и её результата.

Психологический климат

Общение в группе осуществляется в диалоге

-Разнообразные методы поощрения

— Работа в группах и парах разного сосотава

— Организация РППС

— Удовлетворениие потребности ребёнка в действиях, активности, общении, собственной значимости

Планирование и организация педагогического процесса Создание проблемного поля

— Интеграция образовательных областей

— Планирование деятельности совместно со специалистами

— Самостоятельный и коллегиальный поиск необходимой информации

— Взаимодействие с семьями

Интеграция музыкального образования в другие виды деятельности способствуют обогащению музыкального опыта ребёнка и делает жизнь детей радостней и ярче. Тщательно подбираю репертуар, обговариваю с воспитателями музыку для режимных моментов и для самостоятельной музыкальной деятельности, записываю музыку для группы на флеш-носитель.

Содержание музыкальной деятельности играет немаловажное значение для обеспечения ребёнка положительным самоощущением. Критериями выбора материала для меня является нравственное, доброе, выразительное начала в музыкальных произведениях, а также возрастные особенности, интересы детей, учёт тематики занятий и праздников по плану ДОУ. Праздникам уделяю особое внимание, проводятся в атмосфере лёгкости, доброжелательного общения, желании детей выступать, а родителей поддерживать своих детей радостными улыбками. Они создают мощнейшие предпосылки для формирования и развития положительного самоощущения у детей

В настоящее время проектная деятельность является одной из инновационных направлений организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее перспективными в работе с дошкольниками являются художественные, или арт-проекты. Именно они обеспечивают мощный скачок в общем психическом развитии ребёнка: развитии его художественных способностей, воображения, познавательной активности, образной выразительной речи, различных видов детского творчества.

Арт-проект (от английского art– искусство, мастерство, художество, художественный) – проект, связанный с искусством, восприятием различных его видов, их взаимодействие с различными видами детского творчества. Воздействие различных видов искусства в их взаимосвязи способствует вхождению ребёнка в мир искусства, приобщает к художественной национальной и мировой культуре.

Основой, базой арт-проекта является музыкальная или художественная программа.

Тематика арт-проектов может быть различной.

Что даёт арт-проект всем его участникам?

Воспитанникам: гармоничное всестороннее развитие через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности; активизацию познавательного импульса и творческих способностей.

Родителям: новые интересные формы взаимодействия с ребёнком (посещение музея или театра где подготовленный дошкольник выступает для родителя в роли гида или художественного консультанта, что чрезвычайно благотворно влияет на повышение самооценки ребёнка, а для родителей мотивация к совместному посещению культурных учреждений).

Педагогам: повышение мастерства, рождение ярких художественно-творческих идей, активизацию своих творческих способностей, объединению педагогов творческой задачей.

Литература

  • 1.Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей»
  • 2.Ветлугина Н.А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»
  • 3.Выгодский Л.С. «Педагогическая психология»
  • 4.Дзержинская И.Л. «Игра как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности»
  • 5.Картушина М.Ю. «Мы играем, рисуем, поём» — интегрированные занятия для детей 5-7 лет.
  • 6.Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»
  • 7.Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
  • 8.Методический журнал «Музыкальный руководитель» №5 2015г, №7 2014г., №4 2012г., №82016г., №9 2016г., №8 2015г.
  • 9.Метлов Н.А. «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма»
21:34
RSS
10:35

Интересна таблица Таблица личностно-оценочных связей (педагог – ребёнок)