Формирование самооценки ребёнка в семье

Далеко не каждый из родителей – педагог по образованию и по призванию. Но вырастить ребёнка счастливого, успешного, самодостаточного, воспитанного и целеустремлённого мечтают все. А как достичь этого? Что же делать?

Книга «Семейная энциклопедия воспитания ребёнка. 3000 вопросов что делать если …» М.Г.Коляда. — 2-е изд. — «Ростов-на-Дону» Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2008, даёт профессиональные советы по выходу из трудных ситуаций и ответы на разнообразные вопросы.

Цель книги – помочь родителям понять, как поступать в той или иной ситуации, найти правильное решение.

Самооценка.

В педагогической книге имеется глава о самооценке, где раскрывается роль семьи, отношение родителей, отца, матери в формировании (низкой, средней, высокой) самооценки ребёнка, описываются разные ситуации в семейной жизни.

Как сформировать высокую самооценку у ребёнка?

Психологи считают, что именно в первые пять лет у ребёнка формируется структура личности, закладываются основы Я-концепции (системы представлений о себе как об индивидуальности). Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят его, принимают ли таким, какой он есть, соответствуют ли ему успех или неудача. Окружающий мир становится для ребёнка либо приветливым, располагающим к доверию, либо враждебным.

Формирование низкой самооценки.

Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимость, подчинённое положение, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал бы со сверстниками, был полностью зависим от взрослых в повседневной жизни.

Ребёнок становится психологически неуравновешенным, он не доверяет окружающим, ему явно не хватает ощущения, что он ценен.

Формирование средней самооценки.

У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких родителей не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Дети таких родителей очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.

Формирование высокой самооценки.

В семье, где у детей формируется высокая самооценка, матери в подавляющем большинстве удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в семье – ясные отношения, определены приоритеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребёнок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. Ребёнок с высокой самооценкой привыкает постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.

В семейном воспитании очень важную роль играет дисциплинирующее начало. Главное, чтобы дисциплина была основана на принципах справедливости и на ясных, достижимых стандартах поведения, соответствующих возможностям ребёнка. Если родители любят малыша, оказывая ему ежедневно доверие и уважение, ребёнок привыкает и сам относится к себе как к человеку, достойному этих чувств.

Если малыш не очень высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении родителей постоянно подкрепляют это убеждение. Ведь ребёнок очень остро улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения со стороны взрослых. Например: Кто-то из родителей зевнул, когда ребёнок рассказывал что-то важное, перебил его или сменил тему разговора – по всем этим мелочам ребёнок безошибочно угадывает, интересен или безразличен он близким людям.

Существует тесная связь между материнским теплом и самооценкой ребёнка. Чем больше поддержка и внимания оказывает ребёнку мать, тем чаще у таких детей формируется положительная самооценка. Даже наказания дети воспринимают по разному: если ребёнка наказывает холодный, равнодушный взрослый, у маленького человека, естественно, возникает мысль: «меня наказывают, потому что не любят». Ребёнок, чувствующий постоянную заботу и тепло, чаще осознаёт, что его наказывают лишь только потому, что он был не прав.

Крайне опасна для малыша и родительская авторитарность. Такие взрослые обычно безапелляционны в своих суждениях, их наказания и требования не содержат даже намёка на готовность принять ребёнка, помочь ему, убедить его. Такие родители временами даже искренне считают, что их ребёнок плох во всём. Естественно, что ребёнок быстро привыкает чувствовать себя никчёмным и нелюбимым. «Делай так потому, что я сказал», — самая опасная и безосновательная фраза, которую только могут произнести авторитарные родители.

20:46
RSS
19:00

Ольга Николаевна, вы дали очень интересный и развернутый анализ книги, а на ваш взгляд, говоря о высокой самооценке авторы имеют в виду адекватную самооценку или завышенную?