Дошкольное воспитание в Англии

Дошкольное образование в Англии

Система воспитания детей построена на принципе — ребенок — маленькая личность. Все вращается вокруг ребенка, вокруг его интересов. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. Детей по любому поводу хвалят, поощряют. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех.

Похвала – это один из методов воспитания в этой стране. Детей по любому поводу хвалят, даже за самое незначительное достижение поощряют, тем самым формируется стремление достичь больших результатов. Это существенно повышает самооценку ребёнка и способствует развитию уверенности себе. И это в свою очередь поможет ребёнку в будущем легко приспособиться к окружающим, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить их них победителем, как подобает истинному англичанину.

На ребенка заводится куча бумаг о его развитии и прогрессе, так же можно наблюдать за его оценками, комментариями в спец. сайте учреждения.

Кажется, что английским детям всё позволено, что они растут в атмосфере вседозволенности но это не так. Родители начинают рано воздействовать на детей и жёстко искоренять недопустимые черты характера, внутри ясно обозначенных границ запретного (напр., мучать кошку или собаку, нанесения ущерба чужому имуществу, обидеть младшего), в остальном дети свободны от мелочной опеки и стороннего вмешательства, что приучает их к самостоятельности, самооценки своих поступков и ответственности за них.

Главная задача английского воспитания - развить у ребенка сильный характер, силу воли, упорство, умение справляться с любыми трудностями, и при этом не забывать о хороших манерах, чувстве долга и сострадания.

Дошкольные учреждения Англии Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой — Nursery School («ясельная школа»). Они могут быть государственными (ребенок может учиться бесплатно), частными (платные заведения) или же состоять при какой-либо школе. Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады.

В государственные ребенка берут с 2-х лет. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми.

Частные Nursery School бывают разные — с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев. Учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка. Услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия — индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников — pres school. 

Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно — учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия — от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей — 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Ясельная школа– до 4 лет

Школьное образованиевключает в себя два этапа:

-начальное — для детей в возрасте от 4 до 11 лет

— среднее — для детей от 11 до 16 лет.

В школу британцы идут в 7 лет

Режим дня и деятельность

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии:

— утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и

— дневную (приблизительно с часу до четырех вечера).

Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч.

Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц.

Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию — утром или вечером.

Оплата  Оплата, разумеется, будет различной — платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Iсессия (утренняя)

Как проходят занятия.

— Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. – Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды.

— Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия.

Учебные занятия.

Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы.

— У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут.

— После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет — здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе — и дети, и воспитатели.

Ланч

После ланча дети приступают к развитию творческих навыков — поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины.

Прогулка

Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники — катаются с горки, копаются в песочнице. внутри которой лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки.

После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается.

Окончание первой сессии

Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену.

IIсессия (дневная)

Обед

Остальные рассаживаются за столы и кушают

Особенность – отсутствия дневного сна. Кровати только для малышей, их укладывают спать тогда, когда они сами захотят. Дети после 2 лет могут спать на матрасах в игровых комнатах.

Вторая сессия.

А потом их снова ждут игры и занятия.

Особо активные родители могут брать домой рюкзачок на выходные, чтоб с ребенком позаниматься. Каждый рюкзачок содержит что-то что призвано ненавязчиво развивать какую-нибудь умелку: они для разных возрастов и к ним прилагается руководство с рекомендациями,

Особенности английского воспитания

Благотворительность.

Огромное внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности.

С малых лет детей учат сочувствовать и сопереживать, помогать тем, кто нуждается в этом. Для сбора средств на благотворительные цели в каждом учебном заведении организуются различные мероприятия, к примеру, такие как «день без школьной формы», когда ребенок может прийти в школу в чем захочет, и принести с собой небольшой взнос — 1 фунт стерлингов, это около 100 рублей. Собранные деньги школа отдает нуждающимся, на детский хоспис или в фонд бездомных.

Замечания.

И еще одна особенность английского воспитания: в Великобритании не принято, чтобы взрослый делал замечания чужому ребенку. Если ребенок плохо себя ведет следует поговорить об этом с родителями малыша, а не одергивать чужого ребенка.

Наказания детей

Что касается наказаний детей в Англии, тут англичане очень гуманны. Наказывают детей либо словами, отчитав его и указав на неправильное поведение, либо просят спокойно посидеть в углу.

Совсем маленьких детей не наказывают, им позволено шалить и шкодничать.

В семьях официально разрешается слегка шлепнуть непослушного ребенка, но наказания ремнем или чем-то подобным запрещены. Ни в коем случае нельзя превышать допустимого. Если на коже ребенка появились просто покраснения или кровоподтеки, родителей могут привлечь к уголовной ответственности.

Особенности воспитания английских детей в семье

— Англичанки избегают вмешиваться в поведение детей на детских площадках, даже когда это, казалось бы, необходимо. Дети начиная лет с двух-трёх самостоятельно развлекают себя на площадках. Детям не делают замечаний, не ходят за ними, не помогают им – подсадить, покатать, помочь. Если ребёнок упал и поранился никто не побежит к нему дуть на ранку и успокаивать. Он должен сам встать, без слёз и идти дальше.

«И так, излюбленная фраза английских родителей: «Возьми себя в руки!».

— Ребёнка с малолетства отучают льнуть к родителям за утешением в минуты боли или обиды. Детям внушают, что слёзы — это нечто недостойное, почти позорное. Маленьких англичан с рождения учат, что слёзы – это проявление слабости. Малыш, который плачет потому, что ушибся (напр., свалился с велосипеда), вызывает откровенные насмешки сверстников и молчаливое неодобрение родителей. Считается, что он должен сам подняться на ноги, привести себя в порядок и, главное, ехать дальше. Если же ребёнок всё же расплакался, то, англичане прибегают к такому методу, как «cryingout». Что это? Очень просто. Дают ребёнку время вдоволь покричать. Или же попробуют его отвлечь.

«И так, детям внушают, что слёзы — это нечто недостойное, почти позорное»

— В глубине души англичане убеждены, что родителям лучше быть чересчур строгими, чем чересчур мягкими, что «пожать розгу – значит испортить ребёнка» (распространённая пословица). Однако английское законодательство в этом вопросе очень точно и сурово! Если ребёнок провинился, то его спокойно отчитывают или ставят в угол. Никакого рукоприкладства! И что гораздо больше достойны порицания родители избалованных и непослушных детей.

Крик и наказание, одёргивание и воспитание на площадках или в общественном месте очень и очень редкое явление.

«И так, английские родители считают строгость в воспитании детей благом»

— Набалованные дети, которые постоянно требуют внимания к себе, то и дело чего то просят или на что то жалуются, – большая редкость в английских семьях.

«И так, баловать детей – значит, на взгляд англичан, портить их»

— Ребенок в семье с малолетства сознает, что окружающий его мир – это царство взрослых. Он привык быть предоставлен самому себе и как можно реже напоминать родителям о своем существовании. Пока дети растут дома, их не должно быть слышно. А со школьного возраста их в идеале не должно быть и видно, Это характерная черта английского уклада жизни, это старинная английская истина.

«И так, дети должны быть видны, но не слышны»

— Английские дети и не ждут, что кто то будет кудахтать над ними, потакать их капризам, окружать их неумеренной нежностью и лаской. Они понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать своё место, и что место это отнюдь не на коленях у папы или мамы.

«И так, детям положено знать своё место в царстве взрослых»

— Англичане считают, что проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру, что лишний раз поцеловать ребёнка значит испортить его. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Такой подход к воспитанию заставляет родителей обуздывать свои чувства, а детей – волей неволей свыкаться с этим. Даже коляску с младенцем принято ставить так, чтобы плач его не был слышан матери и не рождал у неё соблазна подойти к ребёнку и успокоить его.

«И так, проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру»

— Поощряемый к самостоятельности, английский ребёнок мало помалу свыкается с тем, что, испытывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустякам. Ему надо действительно серьёзно заболеть, чтобы решиться сказать об этом родителям. Прохладные отношения в семье – это норма.

«И так, ребёнок не должен жаловаться»

P/S. Мне многое нравится в системе дошкольного образования. Это большая самостоятельность детей, их спокойствие, и их послушание, и их отношение к младшим, приучение к благотворительности. На детей меньше кричат, чем у нас, спокойней реагируют на истерики. Родители чётко следуют распорядку дня в учреждении, на минуту опоздал, штраф – 1 фунт стерлингов или 100руб, у воспитателей достойная зарплата и небольшое количество детей в группе. Я не знаю наверняка, какой именно ценой это достигается, я не работала в английском садике. НО если цена действительно такая, как описывают авторы, а отстранение с младенчества и чёткое разделение мира детей и мира взрослых, холодные отношения, сдержанные эмоции, то лично мне такой подход не нравится, и цену я бы назвала для себя неприемлемой по отношению к детям. Я против того чтобы ребёнку дают прореветься, не успокаивая его, он ведь он может и не успокоиться. Лишний раз проявить чувства любви «по –английски»– почти недопустимо. 

20:23
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!