Готовность к школе

Готовность к школе

По мнению П. Я. Гальперина, к концу дошкольного возраста имеются три линии развития:

  • 1) формирование произвольного поведения, когда ребенок может подчиняться правилам;
  • 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
  • 3) переход от эгоцентризма к децентрации, способность взглянуть на объекты с разных точек зрения.

Рассмотрим параметры определении уровня школьной готовности более подробно.

Интеллектуальная готовность. Она определяется по следующим пунктам: 1) ориентировка в окружающем мире; 2) запас знаний; 3) развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать); 4) развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической); 5) развитие произвольного внимания.

Мотивационная готовность. Особое значение имеет наличие внутренней мотивации: ребенок идет в школу потому, что ему там будет интересно и он хочет много знать. Подготовка к школе подразумевает формирование новой «социальной позиции». Сюда включается отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. По мнению Е. О. Смирновой, для обучения важно также наличие у ребенка личных форм общения со взрослым.

О недостаточной готовности ребенка к школе говорит преобладание внешних мотивов — интерес больше к ученической атрибутике (портфелю, тетрадям, пеналу), чем к содержанию будущей учебной деятельности.

Волевая готовность. Ее присутствие очень важно для дальнейшего успешного обучения первоклассника, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, но и то, что надо, — соблюдать нормы школьного поведения при любом своем психофизическом состоянии.

К шести годам уже начинают формироваться основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить этот план, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствий, оценить результат своего действия.Но в школе требования к волевой сфере психики резко возрастают, и большинство первоклассников в начале обучения испытывают связанные с этим трудности.

15:43
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!