Понятия "готовности к школьному обучению" в научных исследованиях

Понятия "готовности к школьному обучению" в научных исследованиях

Проблема подготовки ребёнка к школьному обучению возникла достаточно давно. Ещё вIVв.до н.э. Аристотель придавал первостепенное значение воспитанию, допуская домашнее и предварительное обучение ребёнка с пяти до семи лет под руководством отца. Воспитание Аристотель предлагал начинать с «заботы о теле», потом «заботы о духе», так, по его мнению, гимнастика приведёт организм ребёнка к готовности для трудного процесса усвоения знаний, то есть уже в те времена придавалось значение подготовки к обучению.

В педагогических трудах «Великая Дидактика» и «Материнская школа» Я.А.Коменский (1592-1670 выдающийся чешский педагог, писатель, общественный деятель) придавал большую значимость данной проблеме. Подготовку детей к школе Я.А.Коменский рассматривал в трёх направлениях: 1 — значение подготовки детей к школе; 2 — признаки готовности поступления детей в школу; 3- формы и способы работы школы и родителей. Большую роль в подготовке детей к школе педагог возлагает на родителей, чтобы родители заранее настраивали своих чад на будущее учение, ни в коем случае не запугивали бы школой, но и наоборот не олицетворяли школу с местом баловства и веселья.

Проблемой подготовки детей к обучению начали озадачиваться во второй половине XVIIIв., когда под руководствомИ.И.Бецкого (1704-1795, деятель русского просвещения) стали организовываться различные учебные заведения и воспитательные дома.

Так же следует отметитьЖ.Ж.Руссо (1712-1778, французский философ, писатель) с его демократическими идеями о сенсорном воспитании ребёнка и предоставлению детям большей самостоятельности.

Этой проблемой занимался И.Г.Песталоцци (1746-1827), знаменитый швейцарский педагог, который первым разработал принцип развивающего обучения, он указал на связь между дошкольным воспитанием и школой, которую предлагал осуществить через специальный «Детский класс». Важным он считал изучение индивидуальных особенностей детей, а так же учёный разработал дидактику и методику первоначального обучения.

Педагогическая система К.Д.Ушинского (1824-1871, русский педагог, писатель) его педагогические взгляды обеспечили связь обучения и воспитания, включающую в себя ценные идеи об особенностях психического развития детей, активности и деятельности в раннем возрасте, идеи о необходимости изучения детских игр, педагогическом значении сказок и т.д.

О значении труда и игр в воспитании у дошкольников сосредоточения внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости, творчества, совершенствования органов чувств, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.), как о признаках готовности и способности к обучению говорит А.С.Макаренко (1888-1939 всемирно известный воспитатель, педагог, писатель).

А.В.Запарожец (1905-1981), известный советский учёный, психолог считал, что готовность к обучению в школе формируется неоднородно и достаточно большое количество детей достигает её лишь к 7-летнему возрасту, вследствие чего период 6-7лет у ребёнка является наиболее важным в подготовке дальнейшему систематическому школьному обучению и адаптации к школе.

В СССР в 20-30 годы, представители отечественной дошкольной педагогики (П.П.Блонский, Е.И.Тихеева и др. включили в содержание образовательной работы в детском саду обучение детей грамоте, счёту, ознакомление с простейшими геометрическими формами и телами, дети поступали в школу с начальными навыками чтения.

На современном этапе развития образовательной системы дошкольное образование признано первой ступенью общего образования. В связи с этим проблема качественной подготовки дошкольников к школьному обучению выходит на новый уровень и приобретает особое значение.

В настоящее время дошкольные образовательные организации строят свою деятельность с опорой на ФГОС ДО. В государственном стандарте определены целевые ориентиры, которые выступают в качестве психолого-педагогической и социально-возрастной характеристики достижений дошкольников по окончании детского сада.

Одним из направлений работы по ФГОС ДО является формирование и развитие у воспитанников интеллектуального потенциала и личностных качеств, а также предпосылок учебной деятельности.

Проблема подготовки детей к обучению в школе отражена в зарубежной педагогики: А.Керн, С.Штребель и в трудах отечественных учёных и педагогов практиков: Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Д.З.Эльконин и др.

На сегодняшнее время исследователями по-разному понимается содержание понятия «готовность к школьному обучению».

По мнению Л.С.Выготского готовность к школьному обучению выражается в том, что «ребёнок в определённых жизненных ситуациях считает необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Если ребёнок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за своё поведение, то с с этим чувством ответственности он придёт и в свой класс».

Как считает Л.И.Божович, готовность к школе складывается из таких факторов как определённый уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника, то есть – сформированная «внутренняя позиция школьника».

Готовность к школьному обучению с точки зрения А. Анастази – это «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».

По мнению Д. Б. Эльконина, в определении готовности к школе важны такие аспекты, как произвольность, владение знаково-символическими средствами и навык принятия позиции, мнения другого человека.

С позиции Л.А.Венгера готовность к школе определяется лишь сформированностью у детей самих «школьных» качеств, а существенным является овладение предпосылками к последующему их усвоению», а так же «Установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью».

Основным показателем, при характеристики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, по мнению М.И.Лисиной, является уровень развития ситуативно-личностного общения. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития этих сфер будет определяющим в степени готовности к школе.

Как отмечает А.А.Люблинская «Существенное значение для характеристики готовности ребёнка к школе имеет сформированность познавательного отношения детей к окружающему: желание заниматься, интерес к учению, к освоению грамоты и овладению чтением, к узнаванию всего того нового, что несёт с собой поступление в школу».

Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья, с точки зрения В.Д.Шадрикова составляют фундамент школьной готовности: психологической, физиологической, социальной, личностной.

Литература:

1.Пономарёва Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях /Текст: непосредственный//Молодой учёный. -2019.-№35 (273)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (сайт)

18:12
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!