Эйдетика для дошкольников как одна из методик повышение самооценки

Эйдетика для дошкольников как одна из методик повышение самооценки

Одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей. Одним из его решений может стать обучение детей с дошкольного возраста грамотно обрабатывать информацию, что положительно скажется на общем развитии ребёнка. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие, повышать самооценку ребёнка:- развивает образную память; — усиливает способность воображения; — обостряет концентрацию внимания; — позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»; упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, чисел; развивает образно-ассоциативное мышление. ФГОС ДО делает акцент на развитие личности ребёнка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление

Современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Это касается многих мелочей окружающих нас в повседневной жизни. Они могут быть:

— визуальными;

— вкусовыми;

— слуховыми;

— обонятельными;

— двигательными;

— тактильными

Думаете, эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах.

Эйдетика способствует гармоничному развитию ребенка. Ребенок становится более работоспособным, лучше занимается, его память, и способность концентрировать внимание возрастает.

Что же обозначает и как можно объяснить, что такое эйдетика? Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения – они и положили начало эйдетике.

Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «эйдос», которое переводится как «образ, вид, облик».

  • üВсплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича в 1907 году, термин «Эйдентизм» и «Эйдетика» также были введены им в науку, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы и явления.
  • üЕго идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е годы). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Э.Йенш.
  • üВ России в 20-х и 30-х годах её теорией и практикой занимались учёные П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Г.С.Фейман. Однако после Второй мировой войны волна пошла на спад.
  • ü В России на сегодняшний день она неразрывно связана с именем И.Ю.Матюгина, доктора педагогических наук, который разработал основу эйдетики. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал инструментарий и применяемые технологии. В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Её основатель – Матюгин И.Ю.

В настоящее время эйдетика может представлять научный интерес, а также иметь практическую значимость при описании и объяснении развития и функционирования эйдетизма как специфического вида памяти, познавательной способности и свойства личности.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребёнка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствует гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребёнка. Он становится более приспособленным, работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. С развитием памяти, мышления, возрастает его самооценка, большая уверенность в себе, своих возможностях.Восприятие мира и к окружающим у ребёнка становится более позитивным, а психика устойчивее, без срывов и страхов. Улучшается взаимоотношения ребёнка с окружающими сверстниками.

Ещё одно важное преимущество эйдетического обучения – ребёнок учится радостно. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то, особенно это касается старших дошкольников, которые идут школу. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.

Эйдетика – это методика обучения, которая помогает развивать образное ( способность мыслить образами) и ассоциативное мышление, учит техникам лёгкого запоминания информации, способствует развитию воображения.

Такая техника позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда придётся осваивать много информации, прикладывая при этом творческую изюминку, и помогает детям справляться с обучающими программами

Главные инструменты эйдетики – ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями.

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций

Мысленная прорисовка (цепной метод)

Она служит для запоминания стихов. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Например, погрузимся в стихотворение А. Пушкина и представим дуб, русалку, ходящего по цепи кото, богатырей и создадим ассоциативный ряд

Зрительная прорисовка

Этот метод хорошо подходит для запоминания цифровых и буквенных обозначений. Суть состоит в том, что к контурам любого символа (цифра или знак) добавляются детали и вот уже знак превращается в предмет.

У меня нолик – это зеркало,

Из единицы вышла ёлка.

Из двойки – всеми любимый лебедь.

Тройка превращается в змею.

Четвёрка стала парусником.

Пятёрка – морским коньком.

Из шестёрки я сделала весёлого кита.

Семёрка – это бумеранг.

Восьмёрка похожа на снеговика.

А девятка – это воздушный шарик.

А можно представить цифры и так, как на картинке.

Рисуя такие заколдованные

Рисуя такие заколдованные цифры, дети потом их видят в окружающих предметах.

Акровербальный метод – («акро» — край, «вербо» — слово).

Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий.

Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются отдельные образы: цыплёнок – жёлтого цвета, мышка – серая, ёлочка – зелёная, медведь – коричневого, небо – синее и т. д.

Такая специальная техника, что даёт возможность, запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»

Сочиняем

Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы.

Слушаем

Если дома есть разные музыкальные инструменты либо пищалки – жужжалки, трещотки,

издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.

В эйдетике применяются аудиозаписи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Ещё есть второй способ использования звуков: положить в мешочки различные предметы, порождающих звуки. Например: в одном мешочке находится бумага, в другом – монеты, в других – коробка с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребёнком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, ёж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чём ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда её листаю, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создать ассоциативные образы звуков.

Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Пример: предлагается звук момент: «О чём вы подумали, услышав этот звук?» При этом необходимо спрятать источник звука.

Нюхаем

По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе.

А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».

Тактильные ассоциации

Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, верёвка, палочки, капельки воска, велюр и многое другое. К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, с дерматиновым покрытием.

Пример: «О чём ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?»(Я подумал о зайчике, потому что он пушистый).

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм»

Эйдетика – это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.

Эйдетизм – способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами – визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными.

Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память(ЭП) ещё называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т.е. сознательно развитой в течении жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти – наряду с сенсорной, пространственной и социальной.

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое «реально происходящее действие». Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах

И так, можно сделать вывод, что«эйдентизм» — разновидность образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. В чём же суть методики?

Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Дело в том, что проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного фазана». Образ доступный воображению, да плюс положительные ассоциации – в результате, в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно, так работает память ребёнка. Такую психологическую особенность необходимо использовать в обучении.

Всё обучение по методики «эйдетики» должно происходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. – «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности. Без них, и не может быть полноценного умственного развития.

Все игры имеют общую задачу – развитие памяти, внимания, мышления, воображения и т.д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они создают у детей положительное самоощущение, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы. Применяя в работе методику эйдетики, у ребёнка :

Развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание, мышление и воображения посредством ярких образов.

Развиваетсяи формируется речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами в дошкольном возрасте способствует развитиюумственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению, повышает его самооценку.

Игры, которые основаны на методах эйдетики.

№1. Игра «Запомни фигуры» — (в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера). Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на вопросы:

Сколько всего было фигур?

Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?

Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры разные по размеру, или цвету, форме, количеству.

№2. Игра «Придумай символы» (перед воспитателем карандаши и лист бумаги). Я называю слова, а вы обозначаете их символами: мяч, окно, корзина, самолёт, конфета, лебедь, балерина, поезд, мороженое, двери.

№3 Игра «Графические пентаграммы». В игре «Пентаграммы», воспитатель читает короткие предложения или четверостишия, хорошо понятные детям. Для маленьких

детей воспитатель рисует сам, и дети по рисункам составляют рассказ. Сейчас мы с вами попробуем составить пентаграмму по небольшому стихотворению. Перед вами лист бумаги, разделенный на квадраты. Нужно в каждом квадрате нарисовать изображение по стихотворению по своему художественному вкусу.

1. «На полянке колобок,

2. Нитки сматывал в клубок.

3. Ниток желтых, алых

4. Намотал немало,

5. И пошел домой устало».

№4 Игра — треннинг «На что похожа цифра».

Перед вами лежат листы, на которых написаны цифры. Попробуйте нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих на данную у вас цифру, или с каким предметом ее можно сравнить.

№5 Игра «Морской бой». Принцип игры «Зачеркни клетки по адресам» такой же. Называю букву и цифру (крестик и нолик), а вы ставите крестик на пересечении этих точек. Называть адрес буду быстро без повторов. У кого нет ошибок, тот и победил.

№6 Игра «Соедини башенки, построенные из одинаковых наборов деталей». Игра требует внимания, усидчивости, анализа и синтеза.

№7 Интересные вопросы, например:

— В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

— В каком слове «нет» употребляется сто раз? (Стонет).

— Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит).

— У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Вопрос. Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

№8Рассказ на тему «Вот и осень наступила». Задание такое, в каждом предложении, любое слово заменить на соответствующую картинку, не нарушая смысл предложения.

Рассказ «Вот и осень наступила».

«Вот и осень наступила. Деревья в осенние наряды нарядились. У белой березы листочки стали золотыми. Дуб украсил себя оранжевыми листьями. А рябина надела бусы из красных ягод. Только их подружка — ель не поменяла своих зеленых иголок».

№9 Этюды: «Заколдованный ребёнок», «Глухая бабушка», «Иностранец», «Разговор через стекло», «Отгадай и покажи», «Настроение», «Наоборот». Форма овладения вербальными и невербальными средствами общения.

№10 Игра «Найди пару» — тренирует зрительную и эйдентическую память.

Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации.

Обладая достаточно развитыми познавательными способностями, приобретая первые умения учиться, в частности выполнять простейшие требования и задания взрослых, правильно воспринимать оценку себя и своего поведения товарищами и взрослыми, ребёнок имеет твёрдое желание учиться. А это показатели психологической и личностной готовности ребёнка к школьному обучения.

Литература и источники:

1 Габец Дарья Дмитриевна, педагог-психолог

2 Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.

3Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.

4 Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И. – СПб.: Питер, 2006.

5 Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

в основу программы развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.

doshkolnik.ru›razvivaushie…obobschenie…eiydetika…

deti.mann-ivanov-ferber.ru›2016/10/11/ejdetika-i…

urok.1sept.ru›articles/663487

https://brainapps.ru/blog/2015/12/yeydenticheskaya-pamyat-chto-yeto-takoe-i-m/©BrainApps.ru

19:38
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!