Становление самооценки в шестилетнем возрасте - важная форма проявления самосознания

Становление самооценки в шестилетнем возрасте - важная форма проявления самосознания

Становление самооценки в шестилетнем возрасте – важная форма проявления самосознания

  • 1.Самооценка в разных видах деятельности

К шести годам ребёнок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. В это период активно развивается самооценка – важная форма проявления самосознания.

Самооценка шестилетнего ребёнка в одном виде деятельности нередко отличается от его самооценки в других видах.

Например, он может правильно оценить себя в рисовании, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать. Критерии, используемые ребёнком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога.

Обнаружена зависимость осознания ребёнком собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы. Дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребёнка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в классе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако, существует и другая крайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Популярность ребёнка в группе, его общая самооценка в первую очередь зависит от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности, поэтому если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, не пользующихся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиций и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить самооценку, уверенность в себе. (Коломинский Я.Л., Панько Е.А.)

  • 2.Осознание себя шестилетними детьми

Познание себя самого наряду с познанием окружающего мира – необходимое условие для развития ребёнка. Центральная регулирующая функция самосознания – это осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания, что связано с формированием ребёнком цели своего поступка, способностью сохранить данную цель и практически реализовать ее.

Представление шестилетнего ребёнка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений – своих ценностей:

  • 1)отношение к себе окружающих;
  • 2)общение;
  • 3)деятельность;
  • 4)нормативное отношение к действительности;
  • 5)реально-практическое функционирование.
  • 6)Наиболее низкий уровень самоосознания проявляют дети с ценностью реально-практического функционирования (любящие помогать кому-либо, выполнять поручения, дежурить и т.д.).

Особенности самооценки тесно связаны с характером представления ребёнка о себе. Дети, выделяющие себя, своё «Я» через сферу деятельности, резко завышают свою самооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка оказывается либо заниженной, либо (реже) адекватной.

Важно способствовать осознанию ребёнком собственных потребностей, побуждений и намерений, отучать его от привычного функционирования, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению (Овчинникова Т.И.)

  • 3.Становление мотивационной сферы

По сравнению с дошкольниками шестилетний ребёнок лучше осознаёт свои поступки – зачем и почему он их совершает, лучше осознаёт и своё отношение к окружающему миру. У него появляются новые мотивы.

Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение шестилетнего ребёнка?

Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожим на них. Дети интересуются новыми для них видами деятельности — играми по правилам, конструированием, трудом и др. Познавательная потребность – одна из наиболее значимых, заметных в этом возрасте. Однако она развивается и проявляется у шестилеток по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других – «практическую».

Ещё одна важная группа мотивов – установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе. Это делает шестилетку особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, устанавливаемые ими. Кроме того, дети стремятся завоевать и благосклонность, симпатию детей, которые им нравятся и пользуются авторитетом в группе.

Мотивом деятельности шестилетних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются в притязаниях ребёнка на главные роли в играх, на роль отличника в школе. На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив – выиграть, победить, быть лучше других.

В школе притязания на признание реализуется главным образом через успеваемость. Поэтому все другие успехи, создающие статус ребёнка в глазах других и его собственных глазах, уже не имеют такого значения, как школьная оценка (Комлев Н.Г.)

У ребёнка шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они приживаются как неотложное хотение. Однако дело этим не ограничивается: неотложное хотение так сильно, что заставляет малыша сразу же приступать к его удовлетворению, действовать. Не подумав предварительно о том, что за этим может последовать.

Актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, то есть с переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Она побуждает и ассоциативную речь ребёнка (смысловую связь слов). Ребёнок не в состоянии сдерживать возникающую мысль и спешит сказать обо всём, что только всплывает в его памяти, стремится поделиться впечатлениями. Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость, усиливает импульсивную активность шестилеток, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. (Амонашвили Ш.А.)

  • 4.Интеллектуальная готовность к школе

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна дошкольнику, но ещё не характерна для него. Даже приобретая черты обобщённости, его мышление остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Такая операция потребует от поступающего в школу ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств (Коломинский Я.Л., Панько Е.А)

  • 5.Личностная и социально – психологическая готовность к школе

Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющих круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.

Личностная и психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребёнку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

  • 6.Волевая готовность к школе

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия ещё недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятия), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребёнку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в дальнейшем в школе, в 1 классе.

Литература

  • 1.Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. – М., 1986
  • 2.Коломинский Я.Л.., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста. – М., 1988, с.104-106
  • 3.Комлев Н.Г. Язык как средство воспитания // Вопросы психологии. — 1987 — №1
  • 4.Овчинникова Т.И. Особенности осознания себя детьми 8-летнего возраста //Вопросы психологии. – 1986.- №4
  • 5.Фридман Л.М. Психология детей и подростков. //Справочник для учителей и воспитателей. — Издательство института психотерапии: — Москва,2003
00:18
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!