Развитие Я - концепции и самооценки в младшем школьном возрасте

Развитие Я - концепции и самооценки в младшем школьном возрасте

Развитие Я-концепции и самооценки

                                     в младшем школьном возрасте

На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей формируются важные психологические качества, свидетельствующие об изменениях во всём ходе психического развития. К концу дошкольного возраста на основе психологических новообразований у ребёнка появляется сознание своего социального «Я». При поступлении в школу происходит изменение социальной ситуации развития, в результате чего сложившаяся ранее система отношений ребёнка со взрослым («ребёнок-взрослый») дифференцируется. Учитель реализует свою статусную позицию в системе социально-нормативных взаимодействий («ребёнок-учитель-«), а родители – в системе родственных отношений («ребёнок-родитель») /93/

Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в переходном этапе старшем дошкольном и младшем школьном возрасте оказывают влияние на становление системы представлений ребёнка о себе, своих свойствах и поступках и во многом определяют его отношение к себе. Комплекс внутренне согласованных представлений о себе называется Я-концепцией.

Я – концепция состоит из трёх частей:

  • 1)«образ Я – представлений человека о себе (когнитивный компонент Я –концепции);
  • 2)самооценки – эмоционального отношения своим качествам (аффективный компонент);
  • 3)поведения в соответствии с двумя названными выше компонентами.

Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определённому поведению, поэтому Я – концепция рассматривается как совокупность установок человека в отношении себя. Эти установки могут существовать как минимум в трёх модальностях, среди которых: 1) «реальное Я» — комплекс установок, определяющих восприятие человеком его способностей, статуса, социальной роли и т.д.; 2) «Зеркальное Я» — представление о том, каким человека видят другие люди; 3) «идеальное Я» — представления о том, каким человеком хотел бы стать. Для развития личности очень важна согласованность установок, относящихся к «реальному Я» и «зеркальному Я».

В младшем возрасте представление о себе становится более устойчивым и реалистичным, чему способствует развитие рефлексии и логического мышления.Первоклассники более склонны к преувеличенно позитивному восприятию своих способностей и умений, чем старшие дети, которые лучше осознают свои возможности и недостатки и стремятся вести себя в соответствии с этим знанием. При самоописании младшие школьники используют внешние характеристики (физические данные, половая идентичность, друзья. Семья, вещи и т.д.), что говорит о недостаточности их знаний о себе. В их самоописаниях встречаются утверждения, что им что-то (или кто-то) нравится, а что-то – нет, но при описании других людей подобные оценки не используются, что говорит о плохой осведомлённости детей о чувствах мыслях окружающих.

Становление рефлексии и оценочных действий способствует формированию осознанной и дифференцированной Я-концепции, которая включает представления детей не только о своих физических, интеллектуальных и нравственных качествах, но и о чертах других людей. Если 10-летний ребёнок в самоописаниях себя описывает черты характера («добрый», «смелый»), особенности поведения («ленивый», «послушный»), интересы и увлечения («люблю плавать», «хорошо играю в футбол»), ценностные установки («стараюсь говорить правду», «хочу хорошо учиться»). Таким образом, младшие дошкольники описывают себя с помощью внешних физических характеристик, а более старшие выделяют свои внутренние качества и характер отношений с другими людьми.

Первоклассники приписывают себе и другим людям устойчивые личностные характеристики, но основе которых строят образы себя, значимых взрослых и сверстников. Общаясь с ровесниками, ребёнок постоянно сравнивает себя с ними, что способствует развитию Я – концепции. В этом случае, если младший школьник чувствует, что ни в чём не уступает одноклассникам, формируется положительный образ себя как ученика и растёт уверенность в себе, поднимается самооценка.

Однако если он видит свои очевидные промахи и недостатки, которые мешают позитивному «образу Я», возможны различные отклонения в развитии личности и поведении. У одних детей возникает зависть и агрессия в отношении более успешных сверстников, другие становятся пассивными и невнимательными на уроках.

Некомпетентность ребёнка в разных областях школьной жизни затрудняет овладение навыками совместной деятельности с ровесниками, что ведёт к появлению чувства собственной неадекватности. Первоклассник вообще может разувериться в своей способности успешно осуществлять любую деятельность. Важно не допустить, чтобы восприятие ребёнком реального уровня своих знаний и умений привело к возникновению чувства неполноценности, особенно при сравнении себя с учителем.

Для того чтобы помочь детям преодолеть страх неудачи, необходимо развивать у них трудолюбие и поддерживать стремление добиваться успехов в разных видах деятельности. Компетентность (или некомпетентность) младшего школьника на субъективном уровне отражается в позитивном (или негативном) восприятии себя. Для поддержания уверенности в себе необходимо научить ребёнка воспринимать своё неумение не как признак неудачи или личностный дефект, а как повод чему-то научиться. Начиная с восьми лет, увеличивается разрыв между «реальным Я» и «идеальным Я», что является неизбежным следствием когнитивного развития детей, формирования способности адекватно воспринимать и оценивать себя.

Если Я – концепция связана с представлениями человека о своих качествах, то самооценка выявляет его отношение к себе.

Высокая самооценка предполагает, что человек удовлетворён собой, положительно воспринимает свои черты и поведение, уверен в том, что хорошо владеет социальными и иными навыками.

Низкая самооценка проявляется в чувстве неуверенности, неполноценности и связана с опасениями по поводу своей некомпетентности в разных сферах. Как и Я – концепция, самооценка формируется в раннем возрасте и развивается на протяжении всего периода детства под влиянием общения со взрослыми и сверстниками.

В младшем школьном возрасте меняется характер общения ребёнка с окружающими, поскольку увеличивается значимость правил, условий и целей, задающих контекст данной ситуации. Характер общения со сверстниками также меняется. Во взаимоотношениях детей усиливается субъектное начало, которое делает возможными устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации. Их общение всё более опосредуется правилами, принятыми в детском сообществе.

Одобрение и признание взрослых и сверстников являются для ребёнка показателями того, насколько успешно проходит процесс его вхождения в новую социальную группу. Чтобы добиться признания, младший школьник должен вести себя согласно правилам, регламентирующим ролевое поведение. Ребёнок стремится понять новую социальную роль (ученика, одноклассника, товарища и т.д.) и выполнять её как можно лучше для того, чтобы стать полноправным членом новой общественной группы.

Формирование самооценки в младшем школьном возрасте связывается прежде всего с включением ребёнка в процесс обучения. Развитие детей в этот период происходит в иной, чем в дошкольном возрасте, оценочной ситуации – в ситуации социально-нормированного оценивания. Младший школьник находится в сильной эмоциональной зависимости от учителя, поскольку тот не не только передаёт ребёнку знания, но и оценивает степень их усвоения. Для психологического развития детей в начальной школе очень важной является проблема педагогической оценки и отметки. Б.Г.Ананьев, А.И.Липкина, С.М.Юлдашева и другие выделяют стимулирующую и ориентирующую функции педагогической отметки и отмечают, что у первоклассников отсутствуют представления об уровне своей деятельности. Они возникают у детей в процессе совместной работы с одноклассниками и оценивания педагогом их учебной деятельности. С точки зрения А.И.Липкиной, важным условием формирования адекватной самооценки является включение младшего школьника в оценочный процесс через организацию сравнительного анализа своей работы с работой другого ученика.

Оценка учителя определяет развитие учебной мотивации и успешность школьной адаптации, влияет на самооценку и представление ребёнка о себе.

Уровень самооценки младших школьников значимо коррелирует с их академическими достижениями; дети, хорошо справляющиеся с учёбой, как правило, имеют более высокую самооценку, чем те, кто учится плохо. Однако многим плохо успевающим ученикам тем не менее удаётся развить высокую самооценку, и она вообще может быть не связана с успехами в учении.

В зависимости от отношения родителей и мнения одноклассников школьники, не достигшие успеха в одном виде деятельности, могут найти другую область. В которой они добьются высоких показателей. Позитивное отношения к ребёнку родителей, принятие его в группе сверстников поддерживают и укрепляют самооценку школьника, а повторяющийся успех стимулирует мотивацию достижения. В зависимости от успехов ребёнок воспринимает себя победителем, легко справляющимся с трудностями, или неудачником, у которого ничего не получается. Однако самооценка в этом возрасте пластична, поэтому многие проблемы детей ( при условии грамотного педагогического руководства и поддержки родителей) не оказывают необратимого влияния на развитие личности.

Исследователи подчёркивают особую роль рефлексивных действий в процессе самооценивания, наличие которых является показателем относительно высокого уровня развития самооценки. Посредством рефлексивных действий субъект выдвигает цели своих поведения и деятельности, строит программы их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, прогнозирует возможные последствия совершаемых действий и поступков. А.И.Липкина и Л.А.Рыбак определяли рефлексивность при самооценке по наличию у ребёнка колебаний и сомнений в ситуации самооценивания. «Колеблющиеся» дети стремятся выявить достоинства и недостатки выполнения ими учебного задания. Самооценка таких школьников достигает высокого уровня критичности, что проявляется в их готовности действовать наилучшим образом. А также в скромности. Стремлении к истине.

По мнению Захаровой, изучавшей генезис самооценки, младший школьный возраст является важным этапом в формировании самооценки. В этот период ребёнок впервые включается в социально значимую деятельность. Расширяющий круг общения стимулирует процесс самопознания школьника. С точки зрения А.В.Захаровой, самооценка представляет собой организованное системное образование, структурные компоненты, формы и виды которого развиваются в тесном взаимодействии.

А.В.Захарова М.Э.Боцманова выявили взаимосвязь уровня развития рефлексии и самооценки: чем лучше у школьника развита рефлексия, чем более осторожные (неуверенные) оценки он даёт. У первоклассников с недостаточным развитием рефлексии наблюдается разброс самооценочных суждений. Это связано, по мнению авторов, с развитием критического отношения к деятельности и себе.

Динамике самооценке в младшем школьном возрасте посвящены исследования Н.А.Анкундиновой, А.М.Запрягаловой, В.М.Синельниковой и других. Авторы отмечают, что если в начале обучения первоклассник оценивает конкретные результаты своей работы в основном положительно, то в дальнейшем он начинает оценивать уже своё поведение в целом, видит и неудачи. А оценка становится более самостоятельной.

Большинство исследователей подчёркивают. Что первоклассник, как и дошкольник, стремится иметь положительную самооценку. «Я – хороший» — такова внутренняя позиция ребёнка по отношению к себе. Младший школьник стремится к признанию со стороны взрослых, поэтому старается вести себя правильно. Стремление к самоутверждению стимулирует ребёнка к нормальному поведению и к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинства. Желание быть принятым и признанным членами семьи и учителем способствует развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки.

И так. Высокая самооценка обеспечивает ребёнку самоуважение и хорошее отношение к себе, а ориентация на успех, ожидание положительных событий помогают ему добиться поставленных целей. Неустойчивая самооценка (низкая или нереально завышенная), избегание неудач, пессимистический взгляд на мир в значительной степени затрудняют достижения успехов учёбе, ведут к ошибкам и провалам.

Литература

Т.В.Костяк. Психологическая адаптация первоклассников — Москва, Издательский центр «Академия» — 2008

18:40
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!