Психологическая адаптация ребёнка к школе, мотивационная система

Психологическая адаптация ребёнка к школе, мотивационная система

Ребёнок, поступивший в образовательное учреждение, становится школьником не сразу. В период адаптации к школе, занимающий, от одного месяца до года, прежний опыт взаимодействия ребёнка и окружающих преобразуется с новыми условиями. Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования. Сложность периода адаптации к образовательному учреждению определяется прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических ресурсов.

Поступление в школу знаменует начало нового возрастного периода. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Особенностям детей младшего школьного возраста посвящены работы Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Г.А.Цукерман и других.

Содержание внутренней психологической жизни первоклассника тесно связана с учением, поэтому успех или неудачи в учёбе приобретают аффективную окраску. В первом классе успешность в овладении учебной деятельностью, программным содержанием учебных предметов и оценка педагога являются важнейшими критериями отношения к себе для большинства детей. В развитии самооценки младших школьников большую роль играет их познавательная мотивация, желание узнать что-то интересное о мире и о себе. Интерес к школе, первоначально сформированный на базе игровой и социальной мотивации, при возникновении первых трудностей в обучении резко падает, поскольку ни игровые, ни социальные мотивы непосредственно не связаны с содержанием обучения.

Поступление в школу сопряжено с необходимостью адаптации ребёнка к изменившимся условиям жизни. Приспособление к образовательному учреждению происходит на трёх уровнях:

— физиологическом;

— социальном;

— психологическом

Именно в первые месяцы пребывания детей в школе складываются новые формы отношений ребёнка с миром и самим собой, устойчивые способы взаимодействия со сверстниками, взрослыми, а также определяются направления личностной самореализации в школе. В период адаптации к образовательному учреждению закладывается социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего обучения и развития ребёнка.

Успешность приспособления детей к условиям школы во многом обусловлена

— формированием учебной мотивации;

— положительного эмоционального отношения к школе, педагогу и одноклассникам;

— высоким уровнем произвольной регуляции поведения и познавательных процессов;

— большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные особенности учеников и взаимоотношения с родителями.

Первые месяцы пребывания в школе – очень напряжённый период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллектуальных и физических сил. Начало обучения у многих связано с психологическими проблемами, трудностями адаптации, вызванные различными причинами. Среди негативных факторов воздействия школы, затрудняющих адаптацию детей, это неспособность ребёнка справиться с учебной нагрузкой, неприятие ученика педагогом и одноклассниками, смену коллектива. Кроме того, трудности адаптации к школе могут быть обусловлены отклонениями в процессе их личностного развития на предыдущем (дошкольном) этапе развития. Поскольку количество детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, неуклонно растёт, проблема школьной адаптации и эффективного приспособления к новым требованиям, правилам вхождения в новые социальные общности приобретает особую актуальность. Временные трудности вхождения в школьный мир переживает каждый ребёнок.

Формированием учебной мотивации. В формировании учебной мотивации важную роль играют мотивы, не имеющие прямого отношения к учению: стремление ребёнка к новой социальной позиции (социальный мотив) и желанием узнать что-то новое о мире и о себе (познавательный мотив). Они формируются на предшествующем этапе онтогенеза (в дошкольном возрасте) и преобразуются в учебный мотив только в ходе целенаправленного и систематического обучения. Становление учебной мотивации тесно связано с развитием познавательного интереса к школе, который во многом обусловлен реакцией младшего школьника на новые обстановку, людей, правила. Но интерес к чисто формальным характеристикам школьной жизни (красивые карандаши, пенал, яркие учебники, школьная форма и т.д.) быстро угасает, поэтому необходимо с самого момента поступления ребёнка в образовательное учреждение формировать заинтересованность в содержании знаний. Детей с высокой познавательной активностью привлекают сложные предметы или определённые темы, в то время как у большинства отстающих учеников интерес вызывает новый материал, смена конкретных видов работы, наглядность и игровые элементы урока.

Эмоциональность и непосредственность детей этого возраста, их уважение к педагогу позволяют развивать социальные мотивы учения (желание быть полезным; заниматься как взрослые, ответственным и серьёзным делом). В случае доминирования социальных мотивов ребёнок стремиться в школу, чтобы занять новую позицию в обществе – позицию школьника. При этом его интересуют не знания, а исполнение роли ученика, он ориентирован на одобрение, похвалу педагога. Доминирование социальных мотивов может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям в процессе обучения. Социальные мотивы могут способствовать формированию познавательной мотивации. В данном случае ребёнок ориентируется на успешных, любознательных одноклассников и постепенно сам начинает интересоваться содержанием транслируемых знаний. Однако зачастую бывает наоборот: стремление к получению хорошей отметки и похвале взрослого «заслоняет» учебное содержание и становится единственным стимулом в учёбе. Высокая отметка выступает для младшего дошкольника источником новых поощрений, залогом эмоционального благополучия и уверенности в себе, обеспечивает высокий статус среди одноклассников. В этом случае любые неудачи воспринимаются ребёнком как катастрофа и снижают его интерес к учебе.

Общение со сверстниками также оказывает существенное влияние на психическое развитие младших школьников. По мере приспособления первоклассников к новым школьным условиям происходит групповая дифференциация: в классе появляются лидеры и «отверженные». При этом в начальной школе уровень популярности детей в группе сверстников в основном определяется отношением и оценкой педагога, а также реальной успеваемостью школьников.

Мотивы учения в младшем школьном возрасте неустойчивы, мало осознаются, их формирование требует специальных усилий со стороны учителя. Мотивационная система первоклассника находится на этапе становления. Именно в этот период необходимо укрепить любознательность и самостоятельность ученика, но и сориентировать его на общие и обязательные для всех школьные правила. Без руководства и поддержки взрослого знаемые мотивы первоклассника далеко не всегда становятся реально действующими, т.е. побуждающими его активность. Поэтому мотивационная система первоклассника не только влияет на успешность обучения, но и в значительной степени отражает процесс вхождения ребёнка в школьную жизнь. Учебная мотивация зависит от успеваемости первоклассника и его удовлетворённости обучением.

На развитие личности младшего школьника оказывают влияние уже не только семейные ценности, правила и устои, но и в значительной степени содержание общественных норм и традиций. Школьные требования признаются обязательными и важными не только самими детьми, но и их родителями, которые ждут от первоклассников полного соответствия образу. Поэтому период обучения в начальной школе является наиболее благоприятным периодом для усвоения ребёнком социально одобряемых форм поведения, общественных ценностей и идеалов, а значит и для гибкой и адаптивной жизненной позиции.

Основными показателями благополучия ребёнка в школе являются эмоциональное самочувствие и отношение к нормам и правилам школьной жизни. Эмоциональное самочувствие первоклассника в образовательном учреждении – важный показатель успешности процесса приспособления к новым формам и требованиям. Для определения эмоционального состояния детей в ситуации обучения применяются диагностики, напр., Проектная рисуночная методика «Мой самый хороший и мой самый плохой день в школе».

И так: Этап первичной адаптации охватывает первое полугодие пребывания детей в школе и является самым сложным и ответственным периодом как для самих первоклассникам, так и для взрослых (педагогов и родителей). Основная цель педагогов и родителей – сохранение и укрепление психологического здоровья первоклассников. Создание благоприятных условий адаптации первоклассников к школе (высокий уровень сплочённости класса. Единая система понятных, обоснованных и последовательных требований, чёткое установление норм взаимоотношений с учителями и одноклассниками) — важнейшая задача всего коллектива специалистов учебного заведения.

Литература

Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., изд. «Академия», 2008

Рекомендуемая литература

Блонский П.П. Психология младшего школьника / под ред. А.И.Липкиной, Т.Д.Марцинковской. – М.; Воронеж, 1997.

Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж, 1995

Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении ( к вопросу об этиопатогенезе) //Дефектология. – 1996.- №5

Елагина М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. – 1989. — №1

Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976

Эльконин Д.Б. Избранное. – М.,1996

19:36
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!