Умение планировать - важнейшее условие для успешного обучения в школе

Когда дети идут в школу, у них появляется много новых дел: уроки, доклады, домашняя работа. Это испытание не только для малышей, но и для родителей. Потому как наступает время, когда нужно научить чадо планировать и выполнять обязательные задачи. И вот как это можно сделать.

Навык «Планирование и расстановка приоритетов»

Одни родители уверены, что ребенок обязан быть успешным и целеустремленным. Другие верят, что «дети должны быть детьми», поэтому не учат их планировать собственное время. Но чем старше дети, тем важнее этот навык. Особенно в школе, когда настает пора докладов и больших проектов. Цель планирования в том, чтобы ребенок стал независимым. А для этого нужно с раннего детства объяснять, что такое приоритеты и по, мере взросления, учить самостоятельно расставлять их.

1. Составлять планы для детей, даже когда они маленькие. «Давай составим план» — а затем распишите несколько этапов. Заодно сделайте контрольный список, в котором ребенок сможет отмечать выполненные шаги.

2. Активнее привлекать ребенка к планированию и расставлять приоритеты. Спрашивайте: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?». Записывайте каждый шаг, который назовет ребенок. Если на носу важное дело, объясните это ему. Скажите, что сначала он должен выучить уроки, а затем посмотреть телевизор.

3. Поначалу планировать то, что ребенку хочется сделать. Дети с бóльшим удовольствием разработают план постройки шалаша, чем, например, уборки в шкафу. Хотя в обоих случаях применяются одинаковые принципы.

Следите, чтобы план выполнялся систематически, особенно в начальный период «выработки привычки». Если план рушится, то, скорее всего, в первые несколько недель работа велась бессистемно.Используйте таймер или напоминания, чтобы ребенок вовремя приступал к заданиям. Если через какое-то время система не срабатывает — повторите.Если без постоянных напоминаний и ворчания ничего не происходит, придется действовать сурово. Ненадолго запретить компьютерные игры или какие-то другие любимые занятия.

Навык «Начало выполнения задания»

Это навык не относится к любимым делам. Он нужен для решения задач, которые мы считаем неприятными или утомительными и заставляем себя их выполнять. Конечно, дети дошкольного возраста не могут сами выполнять такие задания. Поэтому процесс нужно контролировать.

От чистки зубов до школьных уроков

Начинайте с простого: например, с утренних процедур или подготовки ко сну. Расскажите, что какие-то задачи — чистить зубы, умываться — нужно делать ежедневно в одно и то же время, в определенном порядке. Сначала вы будете напоминать, но потом ребенок привыкнет и начнет выполнять эти ритуалы сам.

Приучая детей выполнять повседневные задания, вы закладываете хорошую основу для самостоятельной учебы. Работа с этим навыком показывает детям, что иногда нужно отложить дела, которыми им хочется заняться, и сделать то, что необходимо, даже если это не так интересно. Это готовит их к школе и участию во внешкольных мероприятиях.

1. Поощряйте ребенка, когда он быстро приступает к своим задачам в течение дня. Напоминайте дочери, что пора браться за работу, и похвалите ее, если она начинает сразу же. Используйте систему поощрений: например начисляйте баллы, которые потом можно будет обменять на желаемое вознаграждение, если девочка приступит к работе в течение трех минут после просьбы. Побудьте с дочкой, пока не убедитесь, что она приступила к заданию. Первое время придется периодически контролировать ее.

2. Сделайте визуальные подсказки, которые напомнят детям, что пора выполнять задания.

Например, оставьте на кухонном столе записку с напоминанием. Дети увидят ее, когда придут домой .

3. Делите крупные задачи на небольшие, более простые. Если задача кажется слишком длинной или сложной, попросите ребенка выполнить только часть ее. Так вероятность того, что он сразу же приступит к работе, будет выше.

4. Пусть ребенок сам решает, когда и как выполнять задание. Это даст ему ощущение бóльшего контроля над ситуацией и процессом и может улучшить его способность приступать к заданию без лишних жалоб или многократных напоминаний.

5. Еще один способ дать ребенку больше контроля — позволить ему самому определить, какое напоминание потребуется. Это может быть будильник, таймер на кухне или указание определенного времени, например «сразу после обеда».

Навык «Планирование времени»

Маленькие дети не способны планировать время. Поэтому сначала мы делаем это за них: напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, готовиться ко сну, настаиваем, чтобы дети закончили домашние задания до просмотра телевизора. Так мы помогаем им планировать время. А затем постепенно передаем ответственность.

1. Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Когда дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и тоже время каждый день, едят по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому. Так им легче определять время между запланированными событиями (например, прием пищи или отход ко сну).

2. Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел. Например, для работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания по математике. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.

3. Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. Планирование времени можно сделать увлекательным. Например, обсудите с ребенком, как расписать день развлечений с друзьями. Попросите его оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой. Ребенок поймет, что если заранее предусмотреть время для развлечений, то можно сделать намного больше интересных вещей.

4. Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Повесьте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи. Так ребенок научится чувствовать время.

5. Купите таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.

Уметь планировать и выполнять задания — это не только про школу. Эти навыки формируют характер человека. Так он учится контролировать себя, принимать решения и нести ответственность. И, вопреки всем стереотипам и убеждениям, стать организованным может каждый: нужно только терпение и время.

16:53
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!