Я иду в школу

Я иду в школу

Как подготовить ребёнка к школе?

Поступление в школу – большое событие в жизни ребёнка, начало нового периода его развития. В дошкольном возрасте его главным занятием было игра. Через неё он вступал в различные отношения с детьми, приобретал элементарные знания и навыки. Игра была основным средством воспитания личности ребёнка. Поступая в школу, он переходит к систематической учебно-трудовой деятельности, требующей сосредоточенности и значительного напряжения сил. Богаче и разнообразнее становятся его отношения с коллективом.

Требования в школе сегодня таковы, что неподготовленный ребёнок в первых же классах начинает чувствовать себя аутсайдером.

К этим серьёзным переменам необходимо своевременно подготовиться. Большая роль в этой подготовке принадлежит детскому саду. Но немалая часть дошкольников идёт в школу минуя детский сад. Их готовит к школе семья. Она приучает ребёнка к самообслуживанию, к бытовому и общественно полезному труду, к соблюдению чёткого режима дня и дисциплине. В семье узнаёт он о правилах поведения, которые превращаются у него в нравственные чувства и привычки.

Родители стремятся вызвать у детей любознательность, умение наблюдать, интерес к первым книжкам, кино, радио, расширить их кругозор, подготовить к предстоящему учению в школе. Ребёнку, не приученному к элементарному труду и дисциплине, не имеющему достаточного кругозора, в школе бывает трудно. Он непоседлив в классе и дома за уроками. Внимание его рассеяно, поступки неожиданны. Пройдёт много времени, прежде чем он втянется в школьную жизнь, станет организованным и дисциплинированным.

Родители внушают ребёнку мысль о предстоящем вступлении в школу, уважение к его будущим обязанностям. Он ждёт первых школьных дней с затаённым радостным волнением.

Имеет значение и одежда, форма будущего школьника. Это организует, подчёркивает необходимость специально подготовиться к завтрашним занятиям. В семье в канун нового учебного года бывает торжественно-приподнятое настроение. Оно передаётся ребёнку: первый раз в первый класс!

Первые сложности.

Адаптация ребёнка к школе, естественно, зависит от уровня его самооценки. Смена обстановки, новый регламент жизни – стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителями могут помочь преодолеть это стресс, либо усугубить его.

В школе мир ребёнка значительно расширяется, для него становятся более важными ценности, разделяемые сверстниками, и оценки, выносимые учителями и другими взрослыми. Поэтому взрослые должны как можно чаще подчёркивать, что ребёнок уже чему-то научился или ещё может научиться. Не стоит форсировать внимание на неумении. Даже критиковать ребёнка можно только на фоне общей психологической поддержки.

Одни дети с уверенностью переступают школьный порог, другие, наоборот, уже сомневаются в собственных возможностях. Все дети чего-то ожидают от учёбы. Если они выросли в атмосфере тепла и любви, то ожидают успеха. Но в любом случае взрослые имеют, все возможности в это период помочь ребёнку повысить свою самооценку, уверить ребёнка в его компетентности и значимости.

Вездесущая оценка

В школе ребёнок вынужден сам отвечать за все свои действия. Здесь он сразу же становится объектом оценки. В течение одного дня, проведённого в школе, ребёнок подвергается систематической и непрерывной оценке, не раз, даже против своей воли, попадает в ситуацию соперничества. Даже если нет контрольной или экзамена, такие оценочные ситуации возникают на каждом шагу, потому что школьник постоянно выполняет какие-нибудь задания и сравнивает себя с другими.

И хотя каждый ребёнок ещё до школы так или иначе испытал радость успеха или горечь неудачи и приобрёл соответственный опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер. И ребёнок вынужден принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет сопровождать его всю жизнь.

Кстати, есть ещё одна сторона медали: родители зачастую начинают относиться к оценкам ребёнка как к оценкам своих, родительских успехов. И тогда ребёнок обречён как бы двойной ответственностью: он вынужден думать не только о себе, сколько о настроении и реакции родителей. Для многих это оказывается непосильной ношей, и как следствие – страхи, стрессы, депрессии и нервные расстройства.

Поэтому, отдавая ребёнка в школу, каждый взрослый должен подумать о своих собственных страхах и определить, что может ожидать его ребёнка, как придётся на это реагировать и что на самом деле является наиболее важным – оценка или психологическое состояние ребёнка?

Две программы

В школе у ребёнка есть две параллельные программы: одна – официальная учебная, другая – скрытая программа взаимоотношений. И именно благодаря этой второй программе формируется эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, его представление о самом себе и о том, что думают о нём другие.

В школе в основном поощряются лишь учебные успехи. Учителя редко подчёркивают ценность других способностей ребёнка из-за большой загруженности. Не случайно же психологи отмечают, что учитель невольно начинает ориентироваться на некоего усреднённого школьника, поэтому дети с посредственными успехами в учёбе могут привыкнуть к мысли, что они вообще ни к чему не способны… Успеваемость часто становится предметом конкурентной борьбы, и у ребёнка возникает страх потерпеть в этой борьбе поражение. Поэтому правильная самооценка самого себя играет важную роль в психическом развитии ребёнка и его взаимоотношениях с другими людьми, оказывает влияние на всю жизнь

Выбор ценностей

Установлено, что дети, которые негативно оценивают свои способности к учебе, имеющие низкую самооценку, постепенно начинают отрицательно относиться к себе в принципе. Неверно (и даже опасно) убеждать таких ребят в том, что высшей ценностью в их жизни является превосходная успеваемость. У каждого ребёнка есть свои положительные качества, свои сильные стороны, на основе которых чуткие взрослые могут помочь выстроить позитивную самооценку.

Успеваемость ребёнка и его представления о своих способностях взаимовлияют друг на друга. Успехи в учёбе повышают самооценку, а самооценка, в свою очередь, действует на уровень учебных успехов. Это своего рода замкнутый круг, который благоприятен, если хотя бы один из указанных факторов является позитивным. Постарайтесь помочь своему малышу, вступающему в такую трудную, почти взрослую жизнь.

Встречая ребёнка из школы, обязательно спрашивайте у него, как он провёл этот день, что узнал нового, с кем подружился… Если вам неинтересна школа ребёнка, то почему она должна быть интересна ему?

Если ребёнок не хочет учиться?

И наше время – не исключение из правил. Это трудности не только сегодняшнего дня и не только нашей отечественной школы. Это мировая проблема. И во все времена учителя пытались находить ответы на нелёгкие вопросы, изобретали рецепты, как учить всех детей, а не только способных (таких едва ли треть). В том и заключается цель школы – чтобы учить всех. Некоторые уверены, что невозможно учить без принуждения. Но такой метод у слабого ребёнка вызывает скуку и отвращение, это самый проигрышный вариант.

Сухомлинский когда-то написал: чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они… хорошо учились. Секрет интереса к учёбе не столько в занимательности (невозможно каждый раз придумывать что-то необыкновенное), сколько в успехах детей, в их ощущении своего роста, движения. Вчера не понимал – сегодня понял. Вчера не умел – сегодня научился. Успех учит ребёнка стремиться к чему-либо.

Список рецептов победного учения:

1.Поддерживайте каждый (даже самый маленький) успех ученика.

2.Вдохновляйте ученика.

3. Хвалите, не бойтесь перехвалить.

4. Есть много причин, по которым ребёнок не занимается. Сосредоточьтесь на одной из них. Подумайте, в чём виноват я? Точно определитесь, что нужно ребёнку-ученику: строгость? Похвала? Или, может быть, оставить его в покое?

5. Принуждение порождает нелюбовь к учению – не принуждайте!

6. Терпите! Любовь к учению иногда вспыхивает неожиданно

Доброжелательная атмосфера в семье, любовь и разумные методы воспитания помогут скорректировать самооценку ребёнка и позволят ему гармонично развиваться.

Литература

  • 1.Семейная энциклопедия воспитания ребёнка. 3000 вопросов. Что делать, если…
  • Изд.: Ростов –на-Дону, Феникс, 2 –издание, издательский центр «Кредо», 2008
  • 2.Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку / Е.Ю.Новиченкова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 (Психология)
  • 3.Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников, — Москва, Олимп; ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999
21:40
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!