Планировать занятия и досуг детей - это интересно и важно

Планировать занятия и досуг детей - это интересно и важно

Планировать занятия (деятельность) детей и темы очередного дня, овладевать новыми навыками, организовывать экскурсии, готовиться к ним – это хороший тон сегодня. Развлекать детей, доставлять им удовольствие и радость – не прихоть и не баловство. Это важная питательная среда для здорового роста и полноценного развития ребёнка. Она делает его свободным, спонтанным, чувствующим и инициативным. Инициативы дошкольника – первые шаги в новых направлениях его развития. Их надо поддерживать, создавать условия, осуществлять. В шесть лет наступает одна из важнейших перемен в жизни ребёнка. Мы закладываем основу самооценки ребёнка, уровня его притязаний, характера амбиций. Часть его устойчива, часть – ситуативно изменчива. С какой установкой мы отправляем малыша в его «взрослую» жизнь? Он готов подтвердить ваши ожидания. Дисциплина, послушание, исполнительность – важнейшие моменты первого года школьного обучения ребёнка. Ребёнок непременно должен обладать элементарными навыками самоорганизации. В дальнейшем они станут его помощниками в учёбе, без них невозможно разумно расходовать время. Чередуя труд и отдых.

Как научить ребёнка самоорганизации, режиму дня? Есть дети, которые рождены руководить, а есть те, что рождены подчиняться. Первые управляют вами, обстоятельствами, своими желаниями. Вторые ждут руководства. Им надо структурировать день, вводить распорядок дня. Заполнять его. Понаблюдайте, каков ваш ребёнок. Хотя бы небольшую часть дня он должен уметь организовать сам. Другую, в совместной деятельности со взрослыми. И должны быть планы на всю неделю, на каждый день. Занятия. В общих чертах. Куда сходить? Что посмотреть? Что почитать? Что сделать? А ещё свободные дни. Их тоже надо планировать, заполнять делами и событиями. Занимать, стимулировать к познанию ребёнка и проявлять любознательность самому – таковы законы воспитания личным примером. В это время он особенно важен. Ребёнок всё впитывает и доверительно подражает. А точнее, запечатлевает вас и ваши поступки (привычки, слова) прочно и надолго, порой навсегда.

Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребёнка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Формирование умения планировать проходит несколько этапов: первый этап – детей приучают принимать план взрослого, второй этап – совместное планирование деятельности и третий – самостоятельное планирование

Старайтесь, чтобы ребёнок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослых. Постепенно переставая хвалить малыша за каждый успешный шаг в работе – хвалите за окончательный результат.

Учите ребёнка работать в течении определённого времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребёнка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определённое, «шумное» время. Это поможет ему дождаться перемены. Поддерживайте его положительную самооценку

День по принятому распорядку легче. Надо соблюдать режим дня, это ваш помощник. Тогда день структурирован, и переход от одного дела к другому идёт легче. Проблема самоорганизации, особенно когда ребёнок пойдёт в школу и нет продлёнки, важна. Когда родители работают – решается она просто.

Введите правила, закрепите их и требуйте исполнения. По – взрослому

— После школы – расслабиться, и не менее часа

— Сделал дело – гуляй смело

— Переключение, смена деятельности – отдых

— Вечер – для отдыха всей семьёй. Время общения, развлечений. Игр. Это вознаграждение всем членам семьи за удачно проведённый день. А не время и место конфликтов, принуждений, разборок и истерик. Вечером – эмоции в апогее, пусть они будут положительными.

Совместное планирование с детьми имеет много положительных моментов:

Это и поддержка детской инициативы, активное взаимодействие с родителями, укрепление семейных отношений, обучение детей целеполаганию и построению своей деятельности.

Планирование – это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный возраст. Накануне этих событий (планирования) постарайтесь услышать потребности, интересы, темы, волнующие вашего ребёнка. Как всё интересно– Я хочу. Мне нужно. Мне интересно. Прислушивайтесь к желаниям ребёнка. За ними – целая линия развития, которую вы можете вытянуть, активировать. Запустить. Или пропустить. Согласование идей проходит в виде диалога. Выбирается значимая, которая будет интересна всем членам семьи.

Пытливость ума – ещё важное качество современного человека. А закладывается оно с детства, дошкольного, прежде всего. Интересной можно сделать каждую минуту бытия вашего ребёнка. Здорово развивает и сближает сам процесс подготовки к исполнению запланированных мероприятий, к празднованию например Дня рождения или Нового года. Вместе с другими членами семьи придумайте сюжет, а потом и сценарий праздника.

Какие праздники можно устроить для детей? Праздники времена года. Праздник прощания с детством. День наоборот. Праздник непослушания. Праздник для домашних животных

Самое главное в этом событии – синхронизация семьи. Слаженность, взаимопонимание в семье поддерживаются и развиваются в совместных делах. Близкие люди начинают, в буквальном смысле, чувствовать плечо друг друга. Прогулки и мероприятия всей семьёй, задушевные разговоры перед сном – это самое ценное. Для этого не нужен материальный сверхдостаток. Сегодня доступно всё, и всё возможно. Главное – наш разум, сердце и оптимизм. Изобретательность, активность и творчество. Чего вам не хватило в детстве – дайте это своим детям.

Как всё успеть? Писать план на день и отмечать его выполнение. Делать дела, начиная с наиболее важных. Не сожалеть о несделанном; возможно, это благо.

Что можно внести в планирование?

Посещение культурных мероприятий

Общие семейные праздники. Дети в этом возрасте обожают показы, представления.

Наведение порядка в доме. Придумывайте, повышайте мотивацию малыша к поддержанию порядка в детской. Только через игру, поскольку волевые процессы и ценностные механизмы ещё не активированы в полной мере. А игра – зовёт, увлекает, забавляет, занимает, запоминается. Чтобы научить ребёнка бережно относиться к вещам и игрушкам, посмотрите мультфильм «История игрушек» Ли Анкрича. Почитайте выразительно «Федорино горе» Корнея Чуковского. Придумайте свою, собственную историю про разбросанные вещи.

— Уход за животным. В дошкольном возрасте можно завести какое-то животное для ребёнка. Это полезно во всех отношениях. Благо, возросшая ответственность, развитые волевые процессы и эмоциональность это позволяют. Если ребёнок охотно ухаживает за питомцем, вы можете быть спокойны за его эмоциональные отношения. С.155 №8

— Подарки своими руками. Это могут быть детские инсталляции, рисунки, самодельные бусы, брошки и сувениры из природного материала. Помогите придать «шедевру» хорошую огранку. Оформите подарок в коробку, футляр, праздничный пакет. Он будет гордиться собой. Собственный креатив сейчас – лучший подарок. Вы думали, готовили, творили – вкладывали душу. Это бесценно. Так мы развиваемся духовно.

— Можно дать малышам-дошкольникам знания о цветах и их сочетаниях

Исследовать на прогулке все насаждения местности. Можно назвать это «Полевая практика», «Зелёная экспедиция».

Изучаем всех диких и домашних животных местности. «Юный фермер» — может быть целая программа.

Изучаем и играем в профессии. Я сегодня – Контролёр! Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для детей.Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких им людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

-Учим плести косички, делать оригами, фенечки, икебаны

Рисуем генеалогическое дерево семьи.

Украшаем детский уголок, дом, готовимся к празднику Новому году.

— Лепка. Лепить можно из пластилина, из глины. Почему бы не устроить семейный конкурс на лучшего зайчика или ёлку? Можно слепить чашку или свистульку. Обжечь их и расписать. Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга. Творчество – хороший способ воспитать в ребёнке черту характера – доводить дело до конца. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. В процессе творчества появляется радость, интерес. Восторг – всё это делится пополам.

— Позаниматься спортом вместе. Дети – в восторге!

Семейный пикник на природе. Возьмите с собой настольные игры, устройте фотоконкурс на самую забавную рожицу, включите музыку, потанцуйте и подурачьтесь. Можно собрать шишки, листья, цветочки и веточки, которые пригодятся ребёнку для поделок в садике или в школе.

— Кулинария. Дети просто обожают возиться с продуктами: слепить медведя из хлебного мякиша, построить башню из кусочков сахара, поиграть с мукой. Огромный простор для творчества даёт солёное тесто. Из него можно лепить всё, включая новогодние сувениры.

Вечер загадок, сказки, представления, игрушки, «модные штучки». И веселитесь, радуйтесь!

Совместный досуг – лучший способ познать внутренний мир своего ребёнка. Обеспечьте ребёнку массу самых разнообразных впечатлений, приключений, походов, поездок, занятий, игр, развлечений и перемещений. В которых он сможет принять самое активное участие. В разных ролях. Устройте Поход за новыми ощущениями. Ему интересно всё и важно, проявляйте фантазию!

Ещё в дошкольные годы ребёнок должен усвоить: любая деятельность требует определённой подготовки. Поэтому важно предусмотреть. Что потребуется, например, для рисования или лепки, где лучше сесть и т.д. Всему этому нужно учить. Нужно напоминать ребёнку, чтобы он не начинал заниматься до тех пор, пока не убедится, что у него приготовлено всё необходимое. И конечно надо проследить, всё ли в порядке. Подготовка к предстоящей деятельности настраивает ребёнка на серьёзный лад, создаёт желание выполнить работу.

Ребёнок растёт, а мы учим его самостоятельности и постепенно перераспределяем обязанности. Он давно уже может одеваться сам, убирать комнату, чистить зубки. Умываться, мыть руки перед едой и даже мыть посуду. «Что ещё я могу уже сделать сам?» — должно стать лейтмотивом жизни дошкольника. Поступки – его гордость. То, что ребёнок сделал сам, — его рост. Это доставляет необыкновенное удовольствие детям. 

Самое трудное, пожалуй, -взрастить в ребёнке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время. Создание таких «историй успеха» в жизненном опыте ребёнка зависит в большей степени от нас. Да, если ребёнок познаёт мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово – используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями.

Литература

  • 1.Тесты и упражнения для подготовки ребёнка к школе. Нина Башкирова. ООО «Лидер», СПб «Питер», 2010
  • 2.Воспитание в стиле modern от пяти до десяти креативные годы. Валентина Горчакова. Психология. Ростов-на-Дону «Феникс», 2015
  • 3.Статья опубликована в электронном виде СМИ
  • 4.Сделать счастливыми наших детей. Дошкольники 3-6 лет – М: «Клевер-Медни-Групп», 2013
12:35
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!