Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через проектную деятельность.

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. 

Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, — на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

• нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

• целенаправленную детскую деятельность;

• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:

• Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.

• Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть » новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Задачи исследовательской деятельности :

В старшем дошкольном возрасте – это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 

Задачи обучения:

• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

• развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

• формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

• развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

• потребности в создании собственной картины мира;

• навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

• выявить проблему;

• самостоятельно искать нужное решение;

• выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

• самостоятельно анализировать полученные результаты.

 Линии развития личности.

Социальное развитие:

• развитие самопознания и положительной самооценки;

• овладение способами внеситуативно-личностного общения;

• высокий уровень коммуникативной компетентности;

• осознание функций речи (индивидуальный проект пр.«Я и моя семья», «Генеалогическое древо»)

Физическое развитие:

• развитие осознанного отношения к своему здоровью;

• формирование потребности в здоровом образе жизни;

• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.

Познавательное развитие:

• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям .

Эстетическое развитие:

• углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

• овладение различными видами худ. деятельности;

• развитие способностей к эстетической оценке.

22:22
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!