Наблюдения

Я музыкальный руководитель и я не обнаружила специальных музыкальных методик по развитию или по выявлению уровня самооценки. Поэтому расскажу о своих наблюдениях.

По моим наблюдениям на музыкальных занятиях в группах детей старшего возраста есть дети с признаками заниженной самооценки:

желание быть незаметными;

застенчивые;

неуверенные;

дети с ощущением неловкости в изменяемой ситуации;

боящиеся что-то сделать не так;

не проявляют инициативу, пассивны;

ранимые и обидчивые.

Бывает, что слышишь: «У меня не получится», а бывало, что ребенок не высказывается о своем страхе, волнении и начинает плакать. Все эти дети с низкой самооценкой.

А есть дети наоборот с достаточно развитой самооценкой, уверенные в себе, стараются быть первыми везде и во всем;

проявляют инициативу и активность во всех видах музыкальной деятельности;

хорошие комментаторы действий и советчики;

хорошо идут на контакт;

увлекаемы деятельностью.

Наблюдала такую ситуацию: попросила детей встать на заранее размеченные места (кружочки) и девочка (с признаками лидера) не успела встать в первый ряд, так она не конфликтно, попросила мальчика уступить ей это место. Вопрос был решен. Когда подобная ситуация произошла снова, я проговорила всем детям, что все хотят быть первыми и надо уступать друг другу. В следующий раз девочка уже более спокойно реагировала на то, что она не первая. Данная ситуация показывает, что ребенку необходимо научиться уважать других и оценивать их.

Проводила слушание произведения Д.Кабалевского «Три подружки» в данном произведении представлены 3 характера «Плакса», «Резвушка», «Капризуля». Дети, прослушав эти произведения, высказывали своё отношение к музыке, рассказывали, какая эта музыка и к какой подружке принадлежит; рассмотрели картинки, эмоции. А потом я предложила выбрать наиболее понравившуюся картинку: веселая подружка, сердитая/капризная подружка и плачущая подружка. Самое интересное произошло то, что, выполняя такое простое задание, дети с удовольствием показывали и называли подружку, и по факту получалось так, что эти образы соответствовали характеру ребенка. Т.о. можно сказать, что дети неосознанно могут себя оценить, соотнести с каким-то образом.

Я предпочитаю строить работу так, чтобы инициатива исходила от ребенка. Ну не хочет Егор быть солистом, стесняется, а с Даней споет с удовольствием, а в следующий раз Егор выйдет один и не побоится. У неуверенных детей должна быть поддержка в лице взрослого или товарища. Также использую на занятиях двигательные импровизации (хорошо влияет на раскрепощение детей, преодолении застенчивости, развитие танцевальной и игровой творческой активности). Дети сначала стеснялись, стояли, не знали, «что делать?», «а как это?» Тогда подключался взрослый, начинал двигаться, выполнять знакомые детям движения, показывая, что так могут сделать все, и постепенно все дети включаются и придумывали свой танец. Т.е., чтобы ребенок уверенно себя ощущал, необходим пример и поддержка сверстника или взрослого.

23:32
RSS
00:22

Это очень интересно, мы сегодня обсуждали с Ларисой Сергеевной, Вероникой Валерьевной и Евгенией Юрьевной этот вопрос. И пришли к выводу, что именно наблюдения дает нам возможно гораздо более верные результаты, чем методики определения самооценки. Интересно было бы узнать мнение Ольги Николаевны и остальных педагогов по этому поводу.

22:26
+2

Полностью согласна, что наблюдая мы многое можем заметить и выявить лидеров, не уверенных детей, и т.п. Ведь до экспериментальной площадки мы так и делали, просто не фиксировали на бумаге, но когда писали характеристики, то всегда вспоминали и анализировали наши наблюдения. И сейчас помимо проведения диагностик, мы естественно наблюдаем за детьми. 

17:32

Программу наблюдения нам должна дать научный руководитель