+Елена Бордовская+

+Елена Бордовская+ 2 года назад

+2
Репутация
19
Рейтинг
+Елена Бордовская+
  • Регистрация: 3 года назад
  • По приглашению: ГБДОУ №20
Друзья (8)

Анкета

Должность:
Музыкальный руководитель
Организация:
ГБДОУ детский сад 20
Город:
Санкт-Петербург

Стена пользователя

Загрузка...
3 года назад
#

Наблюдения

Я музыкальный руководитель и я не обнаружила специальных музыкальных методик по развитию или по выявлению уровня самооценки. Поэтому расскажу о своих наблюдениях.

По моим наблюдениям на музыкальных занятиях в группах детей старшего возраста есть дети с признаками заниженной самооценки:

желание быть незаметными;

застенчивые;

неуверенные;

дети с ощущением неловкости в изменяемой ситуации;

боящиеся что-то сделать не так;

не проявляют инициативу, пассивны;

ранимые и обидчивые.

Бывает, что слышишь: «У меня не получится», а бывало, что ребенок не высказывается о своем страхе, волнении и начинает плакать. Все эти дети с низкой самооценкой.

А есть дети наоборот с достаточно развитой самооценкой, уверенные в себе, стараются быть первыми везде и во всем;

проявляют инициативу и активность во всех видах музыкальной деятельности;

хорошие комментаторы действий и советчики;

хорошо идут на контакт;

увлекаемы деятельностью.

Наблюдала такую ситуацию: попросила детей встать на заранее размеченные места (кружочки) и девочка (с признаками лидера) не успела встать в первый ряд, так она не конфликтно, попросила мальчика уступить ей это место. Вопрос был решен. Когда подобная ситуация произошла снова, я проговорила всем детям, что все хотят быть первыми и надо уступать друг другу. В следующий раз девочка уже более спокойно реагировала на то, что она не первая. Данная ситуация показывает, что ребенку необходимо научиться уважать других и оценивать их.

Проводила слушание произведения Д.Кабалевского «Три подружки» в данном произведении представлены 3 характера «Плакса», «Резвушка», «Капризуля». Дети, прослушав эти произведения, высказывали своё отношение к музыке, рассказывали, какая эта музыка и к какой подружке принадлежит; рассмотрели картинки, эмоции. А потом я предложила выбрать наиболее понравившуюся картинку: веселая подружка, сердитая/капризная подружка и плачущая подружка. Самое интересное произошло то, что, выполняя такое простое задание, дети с удовольствием показывали и называли подружку, и по факту получалось так, что эти образы соответствовали характеру ребенка. Т.о. можно сказать, что дети неосознанно могут себя оценить, соотнести с каким-то образом.

Я предпочитаю строить работу так, чтобы инициатива исходила от ребенка. Ну не хочет Егор быть солистом, стесняется, а с Даней споет с удовольствием, а в следующий раз Егор выйдет один и не побоится. У неуверенных детей должна быть поддержка в лице взрослого или товарища. Также использую на занятиях двигательные импровизации (хорошо влияет на раскрепощение детей, преодолении застенчивости, развитие танцевальной и игровой творческой активности). Дети сначала стеснялись, стояли, не знали, «что делать?», «а как это?» Тогда подключался взрослый, начинал двигаться, выполнять знакомые детям движения, показывая, что так могут сделать все, и постепенно все дети включаются и придумывали свой танец. Т.е., чтобы ребенок уверенно себя ощущал, необходим пример и поддержка сверстника или взрослого.

3 года назад
#

Игры на развитие и коррекцию самооценки для детей старшего дошкольного  возраста


Эхо

Цель: помочь ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать себя его частью и таким образом повысить самооценку.
Ход игры. Расскажите детям про эхо, где его можно услышать, и предложите самим его изобразить. Разделите детей на две группы. Одна будет путешествовать по горным тропам и издавать разные звуки, например: «ау-у-у-у», «э-ге-е-ей», «др-р-р». Детям из второй группы предложите изображать эхо. Пусть они спрячутся в разных местах и хором повторяют услышанные звуки путников. Объясните детям, что эхо должно звучать по команде ведущего. Помогайте им выдерживать паузы после звуков первой команды и подавайте сигнал каждый раз другому игроку. Следите за тем, чтобы эхо воспроизводило звуки точно, если они окажутся не синхронными, то это не беда.
Первой команде помогайте выбирать маршрут для путешествия и при необходимости подсказывайте звуки.

Театральные артисты

Цель: уменьшить мышечное напряжение, устранить усталость, расслабить мышцы лица – это помогает снизить уровень тревожности и способствует выработке адекватной самооценки.

Ход игры. Взрослый предлагает детям побыть артистами и поиграть в театр, объясняет, что сам будет в это время фотографом. По его просьбе дети изображают мимикой и жестами разных героев сказок и мультфильмов: хитрую Лису, Зайчишку-трусишку, злую Бабу Ягу, зубастого Серого волка и др. Каждый раз фотограф после задания помогает детям подготовиться к съемке словами «Внимание, приготовились!», «Все замерли!», «Внимание, снимаю!», «Все молодцы, хорошо постарались!» и т. д. Отметьте особенно отличившихся детей и обратите внимание на наиболее тревожных – прокомментируйте их действия и похвалите. После этого скажите, что они молодцы, что тяжелый актерский день окончен и можно немного расслабиться, и посидеть в тишине.

Я тебе подарю...

Цель игры: повысить самооценку детей..
Ход игры. Поставьте детей парами и предложите им взяться за руки и подумать, что каждый из них хотел бы подарить другому. Затем посадите детей за столы и раздайте бумагу, фломастеры и карандаши. Попросите их нарисовать друг для друга подарок и рассказать, почему они выбрали именно его, а затем – подарить.

Слушаем звуки

Цель: научить ребенка прислушиваться к окружающим звукам и обсуждать услышанное для повышения самооценки.

Ход игры. Посидите рядом с ребенком в спокойной обстановке, предложите закрыть глаза и прислушаться к звукам с улицы. Спросите у ребенка, что он слышит (машинный шум, пение птиц, детские голоса), и задайте уточняющие вопросы (какая машина проехала, какая птица поет, чей голос слышен). Проявляйте доброжелательность, чтобы ребенок мог сосредоточиться на звуках, свободно рассказывать и отвечать.

Другой ритм

Цель: помочь детям избавиться от излишнего напряжения и подстроиться к общему ритму работы.
Ход игры. Взрослый для привлечения внимания детей ритмично хлопает ладонями и громко в такт считает: раз, два, три… Дети тоже начинают хлопать в ладоши и считать вслух. Постепенно взрослый замедляет ритм хлопков и считает все тише и тише. Дети подстраиваются к нему и постепенно успокаиваются.

Танцы

Цель: снять излишнее напряжение, научить ребенка свободно двигаться и помочь ему почувствовать себя увереннее.
Ход игры. Подберите заранее музыку для игры с разным ритмом и настроением. Научите ребенка включать и выключать музыку. Предложите ему послушать несколько мелодий и выбрать одну для танцев. Потанцуйте вместе с ним, покажите несколько простых танцевальных движений. Затем пусть ребенок включит другую мелодию, и вы потанцуете с ним в другом ритме. Завершайте игру под медленную спокойную музыку.

Волшебные очки


Цель: научить замечать в других и в себе положительные качества для повышения самооценки.
Ход игры. Покажите детям очки и расскажите, что они волшебные. Если их надеть, то сразу увидишь в человеке много хорошего, даже то, что он старается не показывать. Примерьте очки и поделитесь, какими вы всех видите красивыми, умными, веселыми! Подойдите к каждому ребенку и скажите о нем хорошее: «Витя хорошо рисует», «У Кати красивая коса», «Олеся знает много загадок» и т. д. Затем предложите детям примерить очки и рассказать о достоинствах других. Описание качеств у ребят могут повторяться, но желательно помочь им находить новые достоинства в товарищах.

Дети с адекватной самооценкой имеют реалистичный уровень притязаний. Они уверены в своих силах, проявляют настойчивость в достижении цели, в меру критичны, и поэтому их поведение эффективно и по мере роста и взросления они приобретают опыт успешности.

Угадай песенку

Цель: развить у ребенка слух, научить высказывать свое мнение и повысить самооценку.
Ход игры. Для игры используйте записи детских песен, которые ребенок часто слушал и знает. Включайте отрывки из них в новом порядке и предложите угадать, что это за песенка и из какого она мультфильма. Создайте доверительную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, смог сконцентрироваться на музыке и не боялся высказываться.

Портрет победителя

Цель: повысить самооценку ребенка.

Ход игры. Раздайте детям листы бумаги, краски или фломастеры и предложите каждому нарисовать себя победителем. Рисунки можно использовать для выставки, чтобы дети увидели все.

Это Я!

Цель: выявить самооценку ребенка и способствовать ее повышению.
Ход игры. Предложите ребенку на одном листе бумаги нарисовать фломастерами или цветными карандашами себя настоящим – какой есть, а на другом – таким, каким бы ему хотелось быть. Оцените рисунки.
1. Образы на рисунках совпадают – значит, ребенок собой удовлетворен.
2. Если первый ярче и крупнее, чем второй, то у ребенка завышенная самооценка.
3. Рисунки имеют незначительные отличия – значит, ребенок доволен собой и видит перспективы для дальнейшего развития, хочет быть лучше.
4. Если первый рисунок ничем не примечателен, а второй – более яркий и выразительный, значит, у ребенка самооценка занижена.
Вместе обсудите, чем отличаются рисунки, что нужно сделать, чтобы соответствовать желаемому образу, что может этому помешать.

Я желаю...

Цель: научить детей высказываться вслух и повысить самооценку.
Ход игры. Посадите детей в круг на стульчики и предложите каждому по очереди сказать другим пожелания от чистого сердца.

Мой хороший поступок

Цель: повысить самооценку детей.
Ход игры. Посадите детей на стульчики в круг. Предложите каждому из них по очереди рассказать о хорошем поступке, который он совершил. В заключение похвалите всех и скажите, что они молодцы!

Имя

Цель: выявить и скорректировать самооценку ребенка.
Ход игры. Предложите детям придумать для себя любое имя или оставить свое. Спросите каждого о том, как бы он хотел, чтобы его называли и почему именно так. По рассказу ребенка можно понять, удовлетворен ли он собой или хочет стать лучше. Предложите произнести свое имя разными голосами – радостным, сердитым, шепчущим, громким и др.

Кто лучше похвалится?

Цель: научить детей высказываться и находить достоинства в другом, чтобы скорректировать свою самооценку.

Ход игры. Посадите детей в круг на стульчики, предложите поучаствовать в конкурсе хвастунов и объясните условия. Расскажите, как приятно иметь самого хорошего соседа. Посоветуйте детям посмотреть внимательно на сидящего справа и подумать, чем он хорош (что умеет, какие хорошие поступки делает, чем привлекателен). Напомните детям, что это конкурс и нужно найти в соседе как можно больше достоинств, чтобы похвалиться лучше всех. Дети могут проявить фантазию и называть придуманные качества партнера по игре или назвать не слишком значимые. Важно, чтобы все обратили внимание на них и положительно оценили. Предоставьте детям возможность самим выбрать победителя, а при необходимости выразите свое мнение. Победителю хвастунов можно вручить символический приз – нарисованную медаль или значок.

Художники(от 4 лет)


Цель: освобождение от негативных эмоций и страха для повышения уверенности в себе.
Ход игры. Раздайте детям по большому листу бумаги и краски. Предложите им порисовать, но не кистью, а пальчиками, ладошками, можно даже локтями и носом. Объясните, что тематика рисунка может быть любой – сказочные звери, инопланетяне, опадающие листья, фантастические цветы. В ходе занятия дети раскрепощаются, получают ощущение свободы и радость. После него детей нужно отмыть. Рисунки можно использовать для психологического анализа.

Используемая литература:

Новиченкова Е.Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку. — Ростов н/Д, 2015

3 года назад (отредактировано)
#

САМООЦЕНКА

Самооценка – это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как компонент Я-концепции, самосознания и как процесс самооценивания.

Основа самооценки-составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.

Отражая степень удовлетворенности/неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, создавая основу для восприятия собственного успеха/неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция обеспечивает относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка характеризуется по параметрам:

1) уровню (величине) – высокая, средняя и низкая;

2) реалистичности – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);

3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная;

4)временно́й отнесенности – прогностическая, актуальная, ретроспективная;

5) устойчивости и др.

Самооценка может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев, от деятельности.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др.

Статьи психологов на тему «Самооценка»