Игры на развитие и коррекцию самооценки для детей старшего дошкольного возраста
Эхо
Цель: помочь ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать себя его частью и таким образом повысить самооценку.
Ход игры. Расскажите детям про эхо, где его можно услышать, и предложите самим его изобразить. Разделите детей на две группы. Одна будет путешествовать по горным тропам и издавать разные звуки, например: «ау-у-у-у», «э-ге-е-ей», «др-р-р». Детям из второй группы предложите изображать эхо. Пусть они спрячутся в разных местах и хором повторяют услышанные звуки путников. Объясните детям, что эхо должно звучать по команде ведущего. Помогайте им выдерживать паузы после звуков первой команды и подавайте сигнал каждый раз другому игроку. Следите за тем, чтобы эхо воспроизводило звуки точно, если они окажутся не синхронными, то это не беда.
Первой команде помогайте выбирать маршрут для путешествия и при необходимости подсказывайте звуки.
Театральные артисты
Цель: уменьшить мышечное напряжение, устранить усталость, расслабить мышцы лица – это помогает снизить уровень тревожности и способствует выработке адекватной самооценки.
Ход игры. Взрослый предлагает детям побыть артистами и поиграть в театр, объясняет, что сам будет в это время фотографом. По его просьбе дети изображают мимикой и жестами разных героев сказок и мультфильмов: хитрую Лису, Зайчишку-трусишку, злую Бабу Ягу, зубастого Серого волка и др. Каждый раз фотограф после задания помогает детям подготовиться к съемке словами «Внимание, приготовились!», «Все замерли!», «Внимание, снимаю!», «Все молодцы, хорошо постарались!» и т. д. Отметьте особенно отличившихся детей и обратите внимание на наиболее тревожных – прокомментируйте их действия и похвалите. После этого скажите, что они молодцы, что тяжелый актерский день окончен и можно немного расслабиться, и посидеть в тишине.
Я тебе подарю...
Цель игры: повысить самооценку детей..
Ход игры. Поставьте детей парами и предложите им взяться за руки и подумать, что каждый из них хотел бы подарить другому. Затем посадите детей за столы и раздайте бумагу, фломастеры и карандаши. Попросите их нарисовать друг для друга подарок и рассказать, почему они выбрали именно его, а затем – подарить.
Слушаем звуки
Цель: научить ребенка прислушиваться к окружающим звукам и обсуждать услышанное для повышения самооценки.
Ход игры. Посидите рядом с ребенком в спокойной обстановке, предложите закрыть глаза и прислушаться к звукам с улицы. Спросите у ребенка, что он слышит (машинный шум, пение птиц, детские голоса), и задайте уточняющие вопросы (какая машина проехала, какая птица поет, чей голос слышен). Проявляйте доброжелательность, чтобы ребенок мог сосредоточиться на звуках, свободно рассказывать и отвечать.
Другой ритм
Цель: помочь детям избавиться от излишнего напряжения и подстроиться к общему ритму работы.
Ход игры. Взрослый для привлечения внимания детей ритмично хлопает ладонями и громко в такт считает: раз, два, три… Дети тоже начинают хлопать в ладоши и считать вслух. Постепенно взрослый замедляет ритм хлопков и считает все тише и тише. Дети подстраиваются к нему и постепенно успокаиваются.
Танцы
Цель: снять излишнее напряжение, научить ребенка свободно двигаться и помочь ему почувствовать себя увереннее.
Ход игры. Подберите заранее музыку для игры с разным ритмом и настроением. Научите ребенка включать и выключать музыку. Предложите ему послушать несколько мелодий и выбрать одну для танцев. Потанцуйте вместе с ним, покажите несколько простых танцевальных движений. Затем пусть ребенок включит другую мелодию, и вы потанцуете с ним в другом ритме. Завершайте игру под медленную спокойную музыку.
Волшебные очки
Цель: научить замечать в других и в себе положительные качества для повышения самооценки.
Ход игры. Покажите детям очки и расскажите, что они волшебные. Если их надеть, то сразу увидишь в человеке много хорошего, даже то, что он старается не показывать. Примерьте очки и поделитесь, какими вы всех видите красивыми, умными, веселыми! Подойдите к каждому ребенку и скажите о нем хорошее: «Витя хорошо рисует», «У Кати красивая коса», «Олеся знает много загадок» и т. д. Затем предложите детям примерить очки и рассказать о достоинствах других. Описание качеств у ребят могут повторяться, но желательно помочь им находить новые достоинства в товарищах.
Дети с адекватной самооценкой имеют реалистичный уровень притязаний. Они уверены в своих силах, проявляют настойчивость в достижении цели, в меру критичны, и поэтому их поведение эффективно и по мере роста и взросления они приобретают опыт успешности.
Угадай песенку
Цель: развить у ребенка слух, научить высказывать свое мнение и повысить самооценку.
Ход игры. Для игры используйте записи детских песен, которые ребенок часто слушал и знает. Включайте отрывки из них в новом порядке и предложите угадать, что это за песенка и из какого она мультфильма. Создайте доверительную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, смог сконцентрироваться на музыке и не боялся высказываться.
Портрет победителя
Цель: повысить самооценку ребенка.
Ход игры. Раздайте детям листы бумаги, краски или фломастеры и предложите каждому нарисовать себя победителем. Рисунки можно использовать для выставки, чтобы дети увидели все.
Это Я!
Цель: выявить самооценку ребенка и способствовать ее повышению.
Ход игры. Предложите ребенку на одном листе бумаги нарисовать фломастерами или цветными карандашами себя настоящим – какой есть, а на другом – таким, каким бы ему хотелось быть. Оцените рисунки.
1. Образы на рисунках совпадают – значит, ребенок собой удовлетворен.
2. Если первый ярче и крупнее, чем второй, то у ребенка завышенная самооценка.
3. Рисунки имеют незначительные отличия – значит, ребенок доволен собой и видит перспективы для дальнейшего развития, хочет быть лучше.
4. Если первый рисунок ничем не примечателен, а второй – более яркий и выразительный, значит, у ребенка самооценка занижена.
Вместе обсудите, чем отличаются рисунки, что нужно сделать, чтобы соответствовать желаемому образу, что может этому помешать.
Я желаю...
Цель: научить детей высказываться вслух и повысить самооценку.
Ход игры. Посадите детей в круг на стульчики и предложите каждому по очереди сказать другим пожелания от чистого сердца.
Мой хороший поступок
Цель: повысить самооценку детей.
Ход игры. Посадите детей на стульчики в круг. Предложите каждому из них по очереди рассказать о хорошем поступке, который он совершил. В заключение похвалите всех и скажите, что они молодцы!
Имя
Цель: выявить и скорректировать самооценку ребенка.
Ход игры. Предложите детям придумать для себя любое имя или оставить свое. Спросите каждого о том, как бы он хотел, чтобы его называли и почему именно так. По рассказу ребенка можно понять, удовлетворен ли он собой или хочет стать лучше. Предложите произнести свое имя разными голосами – радостным, сердитым, шепчущим, громким и др.
Кто лучше похвалится?
Цель: научить детей высказываться и находить достоинства в другом, чтобы скорректировать свою самооценку.
Ход игры. Посадите детей в круг на стульчики, предложите поучаствовать в конкурсе хвастунов и объясните условия. Расскажите, как приятно иметь самого хорошего соседа. Посоветуйте детям посмотреть внимательно на сидящего справа и подумать, чем он хорош (что умеет, какие хорошие поступки делает, чем привлекателен). Напомните детям, что это конкурс и нужно найти в соседе как можно больше достоинств, чтобы похвалиться лучше всех. Дети могут проявить фантазию и называть придуманные качества партнера по игре или назвать не слишком значимые. Важно, чтобы все обратили внимание на них и положительно оценили. Предоставьте детям возможность самим выбрать победителя, а при необходимости выразите свое мнение. Победителю хвастунов можно вручить символический приз – нарисованную медаль или значок.
Художники(от 4 лет)
Цель: освобождение от негативных эмоций и страха для повышения уверенности в себе.
Ход игры. Раздайте детям по большому листу бумаги и краски. Предложите им порисовать, но не кистью, а пальчиками, ладошками, можно даже локтями и носом. Объясните, что тематика рисунка может быть любой – сказочные звери, инопланетяне, опадающие листья, фантастические цветы. В ходе занятия дети раскрепощаются, получают ощущение свободы и радость. После него детей нужно отмыть. Рисунки можно использовать для психологического анализа.
Используемая литература:
Новиченкова Е.Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку. — Ростов н/Д, 2015