Готовность детей к школе ФГОС ДО
Быть готовым к школе –
Не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
Значит, быть готовым всему этому научиться.
Л.А.Венгер
На сегодняшний день проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено множество теоретических и практических разработок как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Я бы хотела остановиться на основных требованиях готовности детей к школе по ФГОС ДО.
Приоритетной задачей ФГОС дошкольного и начального общего образования является осуществление преемственности, в том числе и в вопросе подготовки детей к школьному обучению с целью обеспечения равных стартовых возможностей всем детям, проживающим в Российской федерации.
Требования ФГОС к результатам, предъявляемым обучающимся в ДО.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
— ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
— пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— склонен наблюдать, экспериментировать.
— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
— сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
— адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается решать конфликты.
— Ребёнок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
— Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Для качественного решения поставленных задач стандартом предусматривается создание условий для осуществления психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации и вопрос диагностики готовности детей к обучению в школе является значимым, так как в отечественной психологии остаётся проблема с чётким определением показателей готовности, и в связи с этим чётким выбором инструментария.
Комплексная диагностика позволяет выявить состояние основных сфер психического развития ребёнка и его потенциальные стартовые возможности.
Основные компоненты готовности дошкольника к обучению в школе.
В большинстве представленных материалов авторы выделяют три аспекта:
— физический (прежде всего это функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья; развитие речевого аппарата, развитие мышечного аппарата, работоспособность-утомляемость);
— психологический (предполагает определённый уровень личностного, интеллектуального эмоционально-волевого и социально-коммуникативного развития; отношение к школе, отношение к различным видам деятельности, отношение к сверстникам, отношение к себе).
— специальный (это сформированность определённых умений для успешного освоения чтения, письма, математических навыков).
Психологическая готовность как понятие было впервые предложено А.Н.Леонтьевым в 1948 году, он сводил его к основному показателю — управляемое поведение, но не просто закреплённое в навыке, а сознательно контролируемое.
Готовность к школе, не может быть сведена к конкретным свойствам (психическим, психофизиологическим или личностным), она является интегративным показателем общей готовности ребёнка осваивать более сложную учебную деятельность.
Психолого-педагогическая диагностика – это чрезвычайно ответственная процедура, позволяет выявить состояние основных сфер психического развития ребёнка и его потенциальные стартовые возможности, при этом должны соблюдаться психологические принципы тестирования:
— создать атмосферу доброжелательности, поощрение, поддержку ребёнка;
— создать атмосферу игры;
— доступно и понятно объяснить ребёнку инструкцию, чтобы он понял её правильно;
— если ребёнок не смог или отказывается сразу выполнить задание, не следует настаивать. Можно предложить ему другое задание, а потом вернуться к этому;
— вмешательство родителей недопустимо. Все вопросы после тестирования.
Данные получаемые в ходе диагностик можно учитывать и при формировании классов, и особенно при организации коррекционно-развивающей работы с детьми.
Помимо этого следует помнить, что необходимо проводить определённую работу с родителями будущих первоклассников, так как без их поддержки семьи педагогам будет сложно добиться нужных результатов в вопросе подготовки к обучению в школе.
Основным результатом, освоения программы дошкольного образования согласно ФГОС является:
— здоровый;
— развитый;
— эмоционально благополучный;
— любознательный ребёнок, владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
— овладевший предпосылками учебной деятельности и т.д.;
Только такой ребёнок сможет быстро адаптироваться к школьной среде, успешно взаимодействовать и обучаться, т.е. справляться с неизбежно возникающими трудностями. Литература:
1.ГАУДПО «Смоленский областной институт развития образования».
Готовность детей 6-7 лет к школе в свете требований ФГОС: диагностический инструментарий для педагога-психолога. Методическое пособие.Смоленск.2016