Готовность к школе
Исследователь Snow K. L. Школьная готовность — это состояние компетенций ребенка на момент поступления в школу, важных для успешного обучения в ней.
Snow K. L. Measuring School Readiness: Conceptual and Practical Considerations / Kyle L. Snow // Early Education & Development. 2006. Vol. 17. № 1. P. 7—41.
А какое определение нашли вы, давайте их всех проанализируем, но для этого нужно их собрать, предлагаю начать уже сейчас
«Быть готовым к школе уже сегодня- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.» Венгер Л.А.
«Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.» ВикипедиЯ
В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л. А. Венгера, B.C. Мухиной, которые подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста, не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т. е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т. е. учебной.
Л. А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
В. С. Мухина определяет психологическую готовность к школе как «один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства». В состав психологической готовности к школе В. С. Мухина включает достаточный уровень волевого, умственного развития ребёнка, овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, уровень развития познавательных интересов и деятельности ребёнка, качеств личности ребёнка, помогающих ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность.
Венгер Л. А., Венгер А. Л. в книге «Готов ли ваш ребенок к школе?» сообщают, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может....
… Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Кстати, в книге рассматривается еще позиция родителя, их отношение к готовности ребенка к школе; как игра подводит ребенка к порогу учения.
А.В. Запорожец отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему связанных между собой качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, степени готовности механизмов волевой регуляции.