Диагностика самооценки в детском саду

Диагностика самооценки в детском саду

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (материал по книге Е.Н. Лихачевой «Формирование адекватной самооценки..», здесь о нашей ошибке)

Психолого-педагогическое изучение самооценки у детей старшего дошкольного возраста условно можно разделить на 2 составные части: экспериментальную и неэкспериментальную. Экспериментальной части должна предшествовать неэкспериментальная, которая начинается с наблюдения за поведением ребенка, изучения (характеристика, рисунки ребенка, его поделки) и беседы с ребенком. Анализ педагогических документов позволит найти правильный подход к ребенку и построить психолого-педагогическое изучение самооценки ребенка с учетом его возможностей и личностных особенностей.

Изучение ребенка начинается с того момента, как он входит в групповую комнату, где происходит его непосредственное взаимодейтвие с детьми и воспитателем. Первая реакция ребенка на приветствие (интерес, безразличие, негативизм, пр.) его желание или нежелание вступить в контакт, — все это подлежит глубокому педагогическому анализу.

Одновременно нужно анализировать методом наблюдения протекание эмоционально-волевых процессов у ребенка. Наблюдая за поведением ребенка, нужно обратить внимание на то, как он держится в обстановке непосредственного контакта с социальным окружением:

боится, стесняется, не уверен в себе;

спокоен, собран, организован;

излишне подвижен, непринужден, болтлив, нет чувства дистанции;

безучастен;

заносчив

Эти первые сведения помогут взять верный тон с ребенком, установить конструктивный контакт, выработать план дальнейшей работы.

Средством снятия напряжения и установления конатакта может служить беседа с ребенком. Следует помнить, что во время беседы может быть получен ряд ценных сведений относительно причин тех или иных факторов формирования самооценки ребенка. Во время беседы необходимо учесть, как реагирует ребенок на вопросы:

отвечает вяло или живо,

добродушен или негативен (тогда ставится под сомнение оценка его ответов);

сдержан либо безучастен

Беседа не должна быть каким то определенным этапом психологического исследования. Напротив, вопросы воспитателя должны возникать как бы непроизвольно, чтобы у ребенка создавалось впечатление непринужденной беседы, а не целенаправленного выявления информации по заданной схеме.

Несмотря на видимую случайность вопросов воспитателя, беседа всегда подчинена поставленной цели. Нельзя надеяться, что необходимую информацию можно будет получить путем нескольких прямых вопросов, надо помнить, что ребенок не всегда может дать обобщенные оценки явлений и его ответы на прямые вопросы часто отражают не реальное положение вещей, а желание угадать, что от него хочет взрослый. Темы беседы с ребенком должны охватывать основные сферы жизнедеятельности: семья, интересы, социальное окружение, общение, мнение ребенка о себе, своих возможностях, и способностях, ориентировка во времени и пространстве, кругозор ребенка

Таким образом, в неэкспериментальной части обследования воспитатель использует следующие методы (чаще данное использование – частичное) метод анализа продуктов деятельности, метод наблюдения и беседы.

Экспериментальная часть проводится в игровой форме. Задания для изучения самооценки целесообразно объединить в один игровой сюжет. Для этого вводится персонаж или ряд персонажей, ради которого выполняются все задания: при этом персонаж участвует в оценке деятельности малыша. Если ребенок плохо владеет речью, воспитателю следует сопровождать сои высказывания жестами, объяснить инструкцию к заданиям путем показа. Если малыш отвлекается, не слушает, что говорит воспитатель, можно попробоввать привлечь его внимание с помощью шепотной речи. При первых признаках утомления, надо предложить ребенку более легкие задания, выполнить несложные физические упражнения или отдохнуть.

Порядок предъявления заданий не должен быть фиксированным. Главное – чтобы ребенок не терял интереса, поэтому следует чередовать экспериментальные задания по направленности и стимульному материалу, проводить их быстро, заменять одно задание другим если у него появляются признаки скуки. Требовать от ребенка довести надоевшую работу до конца рекомендуется только в специальных случаях: для определения особенностей произвольной регуляции поведения, степени подчиняемости ребенка взрослому, изучения реакции на фрустрацию. Начинать исследоание лучше с заданий, где от ребенка не требуется речевой активности, а инструкцию легко предъявить путем показа.

В качестве диагностического материала по изучению самооценки у детей старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие методики:

Методика определения эмоционального уровня самооценки (Захаров А.В.)

Методика «Лесенка» (Щур В.Г., Якобсон С.Г.)

Методика «Какой Я» (Немов Р.С.)

Методика самооценки «Дерево» (Лампен Д. в адаптации Пономаренко Л.И.)

10:03
RSS
00:36

интересно, почему именно на этих методиках остановились авторы

Наверно, это наиболее простые методики для исполнения. 

20:03

Как показывает практика, они не так просты

20:03

Интересно, а какие уровни самооценки, кроме эмоционально есть ещё и всё-таки нужна карта наблюдений за ребёнком

20:55

Карта наблюдений, конечно, нужна, но у меня был в группе мальчик, который один раз мне сказал: «Я не могу быть хорошим и в садике и дома», когда мы с напарницей его спросили: «Саша, что же ты так себя ведешь дома? Мама на тебя жалуется» В саду был идеальный ребенок: галантен с девочками, помощник взрослым, в меру хулиган, на занятиях впереди… Но дома… Задирал младшего брата, ссорился с бабушкой и пр. За давностью лет уже не помню всего) Но фраза эта осталась в памяти.  Семью тоже надо включать в карту наблюдений обязательно!

22:36 (отредактировано)

А я помню Власа, он свое плохое поведение оправдывал тем, что договорился с мамой, что хорошо себя ведет дома, а в садике как получится. 

Так что, влияние семьи огромно. И не обращать внимания на это не получится.