Изучение особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР)

Изучение особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР)

В настоящее время изучение формирования самооценки человека представляет одну из центральных проблем психологии личности. Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования у детей адекватной самооценки.

Горбунова Елена Викторовна — преподаватель кафедры логопедии, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки. И Хаидов Сергей Курбанович — кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, на базе детского сада Тульской области проводили исследование самооценки детей с ОНР. Они использовали пять методик «Лесенка» (В.Г. Щур); «Проба Де Греефе»; «Шкалы» (С.Я. Рубинштейн, Т.В. Дембо); «Какой я?» (Р.С. Немов); «Определение эмоционального уровня самооценки» (А.В. Захарова). Как они объяснили свой выбор:" Выбор именно этих методик обусловлен тем, что данные методик наиболее соответствуют целям и задачам исследования. Они мало энергозатратны, просты в проведении и интерпретации и позволяют максимально учитывать речевой дефект".

Результаты их исследования особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, проведённого по различным методикам, показали,, что у 19,3% детей наблюдается адекватная самооценка, а у 80% дошкольников — неадекватная. Из них 36% детей имеют завышенную самооценку, 44% детей — заниженную. 

Всё это свидетельствует о том, что общее недоразвитие речи оказывает влияние на формирование неадекватной самооценки, проявляющейся в застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизме, агрессивности, нежелании общаться с окружающими. 

Заключение, практические рекомендации и возможные перспективы исследования.

Факторами, оказывающими влияние на формирование самооценки у ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, являются: 

1. Оценка речевых возможностей ребёнка авторитетным взрослым; 

2. Осознание ребёнком собственного дефекта; 

3. Неадекватные реакции на общение со сверстниками и взрослыми (агрессивное поведение, уход от общения, застенчивость, неуверенность в себе, эгоистичность); 

4. Для успешной социальной адаптации данной категории детей в начальной школе необходимо проведение психолого-коррекционной работы по формированию у них адекватной самооценки.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!