Дошкольное образование в Японии

Я познакомилась с принципами воспитания детей в Японии. Было интересно, ведь их модель воспитания отличается от нашей. Начну по порядку- с семьи.

Среднестатистическая японская семья состоит из мамы, папы и двоих детей.

Отношения между мужем и женой традиционные: муж зарабатывает деньги, много времени проводит на работе, жена – хранит семейный очаг, занимается воспитанием подрастающего поколения. Но главный человек в жизни маленького ребенка – мать ( «амаэ», что значит «опекать», «баловать», «сердечно связаться»). Эмоциональная связь ребенка с матерью очень высока и потерять хорошее расположение мамы для него страшнее любого наказания.

Один  из принципов воспитания-ФИЛОСОФИЯ «ИКУДЗИ», которая включает несколько  периодов:

1)Ребенок от 0-5 лет – бог

Мамы ходят с новорожденными повсюду с помощью «кенгуру», слинга. Приветствуется тесная связь с бабушками и дедушками. Когда карапуз начинает самостоятельно ходить, мама не отходит от него ни на шаг, старается всегда развлечь, придумывает развивающие игры, показывает все на своем примере. Т.е.  с рождения малыша окружают заботой, любовью, потакая во всех капризах. Его не наказывают, не ругают,  т.е. ребенку все дозволено. Но в понимании японцев, такое воспитание дает понять ребенку, что они хорошие и любимые несмотря ни на что. Родители прививают своим детям определенную манеру поведения, своими действиями и поступками учат детей доброте, вежливости, отзывчивости и самостоятельности. В японских семьях, как правило, ребенка никогда не наказывают и не говорят слово нет, вместо этого может прозвучать фраза, что действия ребенка могут расстроить маму, папу либо кого-то ещё, так же в воспитательных целях используется выражение, что действие ребенка может не понравиться кому-то.

2)Ребенок с 6 — 15 лет – раб. 

С 6-него возраста дети идут в школу, где их учат жить по строгим правилам и становиться частью коллектива. Безграничная родительская любовь не уходит, просто проявляется по-другому. В стенах школы и дома ему прививаются понятия, что такое хорошо и плохо, объясняется, как нужно вести себя в обществе, в разных ситуациях. При этом в приоритете стоят нужды команды, а личные интересы становятся второстепенными. Так школьнику предоставляется возможность занять место в коллективе, стать «командным игроком» – а это, как известно, общепринятая модель общественных отношений в Японии.Самое страшное, что может случиться с ребенком – быть отстраненным от команды.

С 15 лет – считается ребенок взрослым, полноценным членом коллектива. В этом возрасте подростку дают возможность самостоятельно принимать решения, выбирать профессию, а значит – дальнейшую судьбу.

В японском коллективе все равны. Стремление к уравниванию имеет и другую сторону медали – ребенок, который мыслит иначе, чем толпа, чем-то отличается от других, подвергается травле, издевательствам, насмешкам. Такое явление даже имеет особое название – «идзиме».

Т.о, в процессе такого воспитания ребенок должен:

  • научиться уважать и почитать своих родных и близких;
  • уважать интересы других;
  • быть спокойным, терпеливым;
  • иметь самообладание;
  • уметь быть частью коллектива.  

ДЕТСКИЙ САД

чтобы воспользоваться услугами ДОУ, родители должны предоставить справки с работы

детские ясли, центры по уходу за детьми (保育所) hoikuen. В их деятельности не предусмотрены образовательные программы 

детские сады (幼稚園) yōchien. 

специальные учреждения для инвалидов (特別支援学)

Типы  доу: государственные, префектурные, муниципальные, частные, детские сады при школах и университетах. 

Для формирования успешного будущего ребёнка, родители придерживаются последовательной политики в выборе дошкольных и учебных заведений, начинается это с устройства ребёнка в престижный детский сад, затем в лучшую начальную школу, в среднюю и так пока не вырастет ребёнок. Для того, чтобы ребенок получил в итоге достойную профессию и соответственную заработную плату, родители практически с самого его рождения вынуждены вкладывать в образование большие деньги.

Если же семья по каким-либо причинам не отдаёт ребенка в детский сад, то мама должна сама обучить его всему, что требуется для поступления в школу.

Разницы между частным и государственным доу нет, система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным Законом об образовании. Оплата за содержание ребенка в детском саду государственного или частного типа  зависит только от дохода родителей — чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов.

В каждом  детском саду  обязательна  форма, для каждого сада она своя: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы, которую  родители должны купить. 

Часы работы доу  различны:  государственные детские сады есть двух видов:

— полный день +  суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день.  забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера.

— сад, в который принимают детей на полдня. В случае непредвиденных ситуаций, например объявления штормового предупреждения, родители обязаны забрать детей из дошкольного учреждения. 

В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка. Весь процесс воспитания детей построен натесном сотрудничестве педагога и родителя. Но надо отметить, что педагог (воспитатель) в данном процессе ведущая сторона. Он может указать на недостатки и упущения, которые по его мнению допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают «мамские» комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия, организуемые в детских учреждениях.

Воспитатель, обучая детей взаимодействию создает небольшие группы — хан, в которых дети учатся навыкамкоммуникации и самостоятельности. Детей учат выражать своё мнение при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты и это поможет ему стать сильнее.

В процессе дошкольного воспитания происходит постоянная смена групп и воспитателей. Это необходимо для того, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это социализация ребенка. Его учат жить в группе, жить интересами группы. Уделяется большое внимание здоровью, спорту, закаливанию.

Как таковой адаптации нет, она просто не приветствуется, ведь мама и папа ушли на работу! Но в то же время никто не будет против, если мама в первые дни будет забирать ребенка намного раньше.  Обеды родители могут собрать ребенку и дать в детский сад. из форума мамочек, которые проживают и водят своих детей в доу  в Японии написали,  что, принося обед  в садик, воспитатели могут раскритиковать обед, сказав, что  еда не очень  полезная или много морковки положили в блюдо, или мало овощей и т.п.

«Меня как маму волнует отношение к детям. Сегодня мы были на организационной встрече, где нам рассказывали как собирать ребенка и какой в саду распорядок дня — так вот, сегодня в садике было 12 человек, и на них — 6 воспитателей плюс заведующая. Детей обнимают, носят на ручках, укачивают, и это норма. В садике не чувствуется никакой опасности и тревожности казенного заведения, ну и в целом все, что они на себя берут — очень по-японски. У спящих детей до 2 лет каждые 15 минут проверяют дыхание (в связи с СВДС), а тех, кто уснул на животе, переворачивают на спину. Садик сам покупает для ребенка ту молочную смесь, которую малыш предпочитает, и при необходимости покупает привычную ребенку бутылку и соску. Естественно, учитываются аллергии, и ребенку не дают тот продукт, который ему нельзя. Есть небезосновательное мнение, что японцы мягко стелют, но спать потом жестко — ограничения, всех в ровный строй, не дай бог пойти против коллектива....»

 «…Еще про порядки: конфеты и пряники с собой детям не дают, но надо принести матрасик, пару полотенец, пакетики для грязной одежды и утилизации памперсов, 2-3 сменных комплекта одежды и всякое такое. Выдали книжечку, в которую каждый день воспитатели будут вносить заметки о поведении и самочувствии ребенка, как он поел, поспал и т.п. Приветствуется встречная активность мамы — чтобы она там тоже вела летопись. А еще нам добровольно-принудительно продали (за недорого) форменную желтую панаму… одну на 5 лет, до школы. Интересно, какой она будет в конце своей карьеры?»

минусы такого  воспитания:

Отсутствие запретов расширяет границы мира малыша. К 5 годам ребенок осознает, что ему можно ВСЕ, «все должны мне подчиняться». Но если этого не происходит, ребенок теряется, злится, выражает протест. У него размыто понятие личностных границ.

Формирование самостоятельности откладывается до 6 лет. Процесс сепарирования ребенка от родителей стартует примерно с 3-х лет. В Японии же — с 6 лет, когда пора идти в школу. Причем это происходит не плавно, в естественном ритме, а резко. Малыша буквально бросают в водоворот общественной жизни, что в итоге вызывает сильный стресс. Он не понимает, почему еще вчера было всё можно, а сегодня — многое нельзя. Он неспособен постоять за себя и нести ответственность за свои поступки. Да, он обязательно научится этому позже, но ценой внутреннего конфликта.

Принцип «быть как все» перечеркивает индивидуальность.

В японских школах пресекают любые попытки учеников выделиться, выразить своё, отличное от коллективного, мнение. Считается, что подобные вольности угрожают всеобщей дисциплине.

Некоторые дети легко принимают правила игры, но есть и те, кто болезненно реагирует на притеснение личной свободы. Общественное давление вызывает у них неврозы, стрессы.

11:50
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!