Составляем программу наблюдения

Составляем программу наблюдения

Коллеги, предлагаю обсудить и дополнить программу наблюдения, которая поможет нам лучше понять нашу тему. Пост Вероники Валерьевны может дать много идей, а так же ваш собственный опыт. Пожалуйста, в комментариях напишите, какие ещё пункты можно было бы добавить. Старайтесь формулировать так, чтобы можно было ставить ± во время наблюдения.

Для начала список такой. Предполагается, что заполнить можно в течении дня:

  1. с радостью откликается на участие в любой деятельности
  2. старается избегать участия в любых предлагаемых видах деятельности
  3. активен на одних занятиях, не любит другие
  4. тянет руку, чтобы ответить на всех занятиях независимо от сложности задания и реальных знаний, умений 
  5. тянет руку на некоторых занятиях, отвечает верно ( тянет руку, если знает ответ)
  6. сам не проявляет инициативы, но на вопросы отвечает верно, с заданиями справляется (не тянет руку, даже если знает ответ)
  7. сам не проявляет инициативы, на вопросы отвечает плохо, с заданиями не справляется 
  8. заведомо трудные задания не берет, боится неудачи
  9. заведомо легкие задания выполняет с большим энтузиазмом
  10. радуется результату продуктивной деятельности, гордится им, даже если результат не соответствует образцу
  11. расстраивается, если результат не соответствует образцу
  12. Активен в играх, радуется победам, спокойно переносит неудачи.
  13. Активен в играх, всегда хочет быть первым, тяжело переживает проигрыш.
  14. Пассивен в играх, боится проиграть, расстраивается неудачам.

Напомню, что нам нужно отмечать именно то, что видим. Важно не подменять наблюдение собственными догадками и выводами.

Дополняем до понедельника 30.11

18:58
RSS
20:09 (отредактировано)
+2

15. Любит находиться в центре внимания, стремиться к лидерству.

16. Не любит быть в центре внимания, от лидерства не отказывается

17. Стесняется внимания, быть лидером не стремиться.

Может обратиться  за помощью к взрослому при затруднении выполнения задания.

Постоянно обращается к взрослому, даже при легких заданиях, для поддержки.

Бросает задание при неудачах, помощь не нужна (взрыв эмоций)

про помощь очень интересно, не думала в этом направлении, а по-сути же это об умении оценить свои силы. Спасибо!

23:43 (отредактировано)
+2

18. проявляет инициативность в играх, сам их организует

19.  подстраивается под ситуацию, не берет на себя роль лидера

20. не может сам себя занять, всегда нужен взрослый рядом, чтобы дать какую-либо установку

21. нет чувства дистанции между взрослым и ребенком, ребенком и ребенком

а про чувство дистанции можно поподробнее? Это же не про «я как все» и неумение выразить собственное мнение? 

00:25

чувство дистанции, это конкретно ребенок подходит очень близко, чтобы что-то сказать или вообще никогда не подходит близко к педагогу, а любит отвечать издалека

14:04
+3

22.Если не стал лидером в игре, уходит из игры.

23.Если не стал лидером в игре, мешает продолжать игру другим детям.

14:57 (отредактировано)
+1

      Мне не очень нравится слово «замечание», но я не знаю, как по- другому это назвать. Поэтому пока так:

Часто ли получает замечания от взрослого?

Получив замечание от взрослого, ведёт себя агрессивно, спорит, отворачивается, делает " назло".

Получив «замечание» от взрослого, плачет.

Получив замечание от взрослого, игнорирует его.

Получив замечание от взрослого, адекватно реагирует, исправляет своё поведение.

очень нравится идея про замечание (подумаем ещё, как сказать, хотя оно отражает реальность), по аналогии, ещё подумала, что можно серию про похвалу и поиск одобрения. 

14:31
+1

Да, можно продолжать.например:

Часто становится инициатором конфликтных ситуаций в группе.

При возникновении конфликтной ситуации не старается урегулировать проблему, а наоборот, обостряет конфликт, не признает

При возникновении конфликтной ситуации отходит в сторону, ничего не предпринимает.

При возникновении конфликтной ситуации старается урегулировать вопрос, добиться разрешения конфликта мирными способами.

Умеет устанавливать добрые отношения с коллективом детей, старается не создавать конфликтных ситуаций.

Елена, уточните, пожалуйста, а как это с самооценкой связать (или хотя бы с внешней оценкой, как в случае с замечанием), как интерпретировать?

23:22
+1

Наблюдая за некоторыми детьми в группе, я увидела несколько типов поведения в конфл.ситуациях, сравнила их с моими результатами диагностики«Лесенка».Так, мальчик с завышенной самооценкой чаще других создаёт конфл.ситуации, при этом ведёт себя агрессивно, не желает идти на компромисс, он настолько уверен в своей неотразимости, что не боится осуждения товарищей, что они не будут с ним дружить, играть и тд.На все доводы других участников он отвечает, что ему все равно.

Есть девочка, очень неуверенная в себе, ей всегда нужно одобрение взрослого.При конфликтной ситуации, она плачет и отходит в сторону. Но диагностика Лесенка не выявила у неё заниженной самооценки, хотя наблюдая за её поведением, я считаю, что самооценка у неё занижена.Она неуверенная в себе, все время ждёт одобрения, подтверждения правильности выполнения действий.Мне кажется, что у детей с низкой самооценкой проявляется в спорных ситуациях желание уйти от проблемы, спрятаться за слезами, робость, стеснительность, неуверенность, они боятся ухудшить отношение к себе других детей, поэтому им легче прогнуться под сильного, уступить ему.

Дети с адекватной самооценкой в конфликтной ситуации будут пытаться найти компромисс, я думаю. 

Мне кажется, этот вопрос полезно и интересно изучить)

00:35

да, мне тоже так кажется

10:32 (отредактировано)

А может быть так, что дома девочка интуитивно, да и не только, чувствует поддержку родителей, а придя в сад, теряется? Дома она  какая? Для многих детей детский сад- стресс...

А мальчик… Он сам себе доказывает, что не отразим и родителям своим и окружающим. Его самооценка может быть и заниженной так же. Семью тоже необходимо брать «под наблюдение». 

Бывают ситуации, когда дети приходят из семьи и видят, что общаться можно-по-другому: тебя слышат, разговаривают с тобой, элементарно гладят по голове). И от этого тоже происходят «взрывные» ситуации в поведении.

17:41
  • — Поведение при конфликтных ситуациях – «скидывает» всю вину на других / защищает свои права / признает себя виновным
  • — Привлечение внимания к себе – через агрессию (делает что-то плохое, пока его не заметят и не сделают замечание) / демонстративно «за похвалу» (ничего не сделает, если не похвалят) / делает все самостоятельно
  • — Действия ребенка, если его обидели – бежит жаловаться на обидчика / вступает в конфликт / начинает драться / уходит «в уголок» и плачет / разбирается в ситуации самостоятельно
  • — Проявление у детей агрессии – скрытое / открытое / кидается вещами / дерется со всеми / быстро «отходит» / сам с собой переживает ситуацию – терпит
  • — Включение в игру, новый вид деятельности – с интересом / боится, но включается / боится и не уговорить / делает, но без интереса – «потому что надо»