Позиция экспериментатора

Позиция экспериментатора

Оказавшись с коллегами в позиции экспериментаторов, исследователей в рамках работы над нашим РИП, мы поняли, как важно различать обучающую и диагностическую функцию, столкнулись с некоторыми сложностями. О них мы и говорили на очередном заседании творческой группы.

Мы обсудили, что привычнее для педагогов? Проводить диагностику или обучение? Нашли отличия и сложности. Получилась памятка, которая позволяет не соскальзывать с одной роли на другую и четко выполнять нужные задачи:

1. Обучение — цель научить. Диагностика — узнать, как сейчас, констатировать.

2. В обучении мотивируем, предлагаем постараться.

На диагностике поддерживаем, но соблюдаем нейтральную позицию.

3. В обучении оцениваем результат.

В диагностике только отмечаем, что сделал, ребёнку оценку не даём.

4. В обучении инструкция может подстраиваться под ребёнка и ситуацию, чтобы понял, достиг цели. Оказываем все виды помощи.

В диагностике инструкция и ситуация стандартизированы, ничего не меняем, не помогаем (если помощь не прописана в процедуре).

5. Хороший педагог- хорошие результаты в обучении.

Хороший диагност- объективные результаты.


От работы с диагностическими методиками мы переходим к процедуре наблюдения. Ранее мы уже составили педагогические ситуации, которые максимально органично вписываются в деятельность детей в детском саду, но позволяют наглядно видеть проявления самооценки.
Нам было важно договориться о том, что наблюдения принципиально отличаются от догадок. И важно отмечать то, что видишь, а не то, что предполагаешь. Итак, для процедуры наблюдения важно:

1. Цель, процедура с четкими инструкциями и последовательностью действий, критерии оценки.

2. Не думаем, а наблюдаем и записываем.

3. Используем аудио и видео запись, чтобы не упустить важное.

4. Наблюдаем не за всеми сразу, а за конкретным ребёнком и максимально точно, подробно ведём протокол.

5. Наблюдения стараться фиксировать в моменте, а не припоминать.

08:55
RSS
09:09

Если есть такая возможность лучше снимать на видео, а не вспоминать по памяти ситуации, которые были использованы как диагностические